70 лет назад: катастрофа на том же участке ЮУЖД

70 лет назад: катастрофа на том же участке ЮУЖД

Как мы упоминали ранее, в районе станции Хребет 3 марта 1943 года произошла железнодорожная катастрофа. Погибли 58 моряков, ехавших на фронт. Миасский краевед Виктор Шестаков исследовал обстоятельства этого трагического происшествия. В память о нем он установил на станции мемориальную доску на гранитной скале и кирпичную стенку с фамилиями погибших воинов. 17 февраля вместе с учащимися Миасского автомеханического техникума он планирует совершить сюда очередной патриотический автопробег.

В память о катастрофе

В ходе своего расследования Виктор Шестаков не раз приезжал в Златоуст. Его интересовали детали трагедии на железной дороге, когда ранней весной 1943 года поезд, который вез моряков на фронт, столкнулся со стоящим на станции Хребет составом. Шестаков пытался найти участников и очевидцев тех далеких событий. 

-  У тех погибших моряков наверняка есть родственники, которые хотели бы побывать на месте трагедии, возложить венки и цветы, - говорит исследователь. - Это и побудило меня заняться поиском средств на мемориальный комплекс. Помогла миасская фирма «Афина», владеет которой семья Лебедевых. Сведения о 58 погибших моряках мне предоставили архивы разных городов, на сбор данных ушел не один год.

Виктор Шестаков (крайний справа) и семья Лебедевых из Миасса возле стелы на Сорочьей горе

Шестакову стала известна фамилия женщины-машиниста, которая стала виновником трагедии - Зубарева. Потом «всплыла» другая фамилия - Вера Зубова. Выяснилось, что Вера Афанасьевна во время войны работала в Златоустовском отделении помощником машиниста паровоза. Узнал краевед и адрес этой женщины.

30 лет отдано дороге

Он встретился с Верой Афанасьевной, которая рассказала: на Урал переехала из Красноярского края, где «укрепляла тыл» стрелочницей и кочегаром на железной дороге. Там же на специальных курсах обучилась профессии помощника машиниста. Одна из ее товарок уговорила поехать на Украину. До южных мест девушки не доехали: конечным пунктом командировки значился Златоуст. Тут и осталась Вера Афанасьевна. Вышла замуж за машиниста, демобилизованного с фронта из-за ранений и контузии.

- В Златоуст мы прибыли осенью 1943 года, а катастрофа произошла весной, - рассказала Шестакову 88-летняя женщина. - Разговоры о случившемся на станции Хребет еще не смолкли. От машинистов я узнала, что виновница получила пять лет лишения свободы. Столь малый срок ей присудили якобы из-за беременности. Вообще в те времена много было сложностей на железной дороге. Нередко аварии происходили по причинам, независимым от паровозной бригады. Возможно, в тот роковой час стрелку не успели перевести, а в кромешной ночной тьме машинист не заметила стоящий на путях состав. На них нередко не было ни единой лампочки. Вагоны-теплушки один за другим полетели под откос и загорелись от печек-буржуек, гревших моряков в холодную мартовскую ночь. 

По словам Зубовой, они с машинистом не раз попадали в передряги, из которых только чудом выходили невредимыми. Причем много неприятностей связано именно с перегоном  от Хребта до Уржумки. Однако в недобросовестности ее никогда не обвиняли: ни одного выговора в трудовой книжке. 30 лет отдала Вера Зубова железной дороге. В последние 10 лет водила маневровый электровоз в пределах станции Златоуст.

Стела на кладбище

Свекровь жительницы Златоуста Валентины Конобеевой в годы войны работала санитаркой в местном госпитале. Спустя годы она рассказывала своей невестке, что в марте 1943-го к ним поступило много обгоревших и сильно травмированных моряков. Как могли, выхаживали пострадавших, но выжили единицы. Десятками отвозили умерших в морг на Сорочью гору.

Дабы привлечь внимание земляков к этой трагедии, скрытой пеленой времени и грифом секретности, Виктор Шестаков проводит автопробеги и экскурсии к мемориальному комплексу на станции Хребет и стеле на Сорочьем кладбище. Здесь побывали детдомовские ребята, миасские и златоустовские знакомые и коллеги исследователя катастроф.

Валерий Еремин

Фото из архива Виктора Шестакова 

U24.Ru - новости Челябинской области


Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Комментарии 2

  0:25, 16 февраля 2014
  александр
Теплушки были наглухо закрыты поэтому было много травмированных,погибших и обгоревших. Этомне поведала моя мама...
  3:46, 2 мая 2016
  Владимир
Я ИЩУ СВОЕГО ДЕДА МУРАХТАНОВА МАКСИМА ИВАНОВИЧА, техник-интендант 2 ранга, видимо это он захоронен в брат.могиле, но как уточнить? Он служил по записям в 3-й части артемовской берговой охраны, но как он туда попал из Баку Касп.Флотилии?
 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus
Все новости

Новости партнеров

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru