Как мы упоминали ранее, в районе станции Хребет 3 марта 1943 года произошла железнодорожная катастрофа. Погибли 58 моряков, ехавших на фронт. Миасский краевед Виктор Шестаков исследовал обстоятельства этого трагического происшествия. В память о нем он установил на станции мемориальную доску на гранитной скале и кирпичную стенку с фамилиями погибших воинов. 17 февраля вместе с учащимися Миасского автомеханического техникума он планирует совершить сюда очередной патриотический автопробег.
В память о катастрофе
В ходе своего расследования Виктор Шестаков не раз приезжал в Златоуст. Его интересовали детали трагедии на железной дороге, когда ранней весной 1943 года поезд, который вез моряков на фронт, столкнулся со стоящим на станции Хребет составом. Шестаков пытался найти участников и очевидцев тех далеких событий.
- У тех погибших моряков наверняка есть родственники, которые хотели бы побывать на месте трагедии, возложить венки и цветы, - говорит исследователь. - Это и побудило меня заняться поиском средств на мемориальный комплекс. Помогла миасская фирма «Афина», владеет которой семья Лебедевых. Сведения о 58 погибших моряках мне предоставили архивы разных городов, на сбор данных ушел не один год.
Виктор Шестаков (крайний справа) и семья Лебедевых из Миасса возле стелы на Сорочьей горе
Шестакову стала известна фамилия женщины-машиниста, которая стала виновником трагедии - Зубарева. Потом «всплыла» другая фамилия - Вера Зубова. Выяснилось, что Вера Афанасьевна во время войны работала в Златоустовском отделении помощником машиниста паровоза. Узнал краевед и адрес этой женщины.
30 лет отдано дороге
Он встретился с Верой Афанасьевной, которая рассказала: на Урал переехала из Красноярского края, где «укрепляла тыл» стрелочницей и кочегаром на железной дороге. Там же на специальных курсах обучилась профессии помощника машиниста. Одна из ее товарок уговорила поехать на Украину. До южных мест девушки не доехали: конечным пунктом командировки значился Златоуст. Тут и осталась Вера Афанасьевна. Вышла замуж за машиниста, демобилизованного с фронта из-за ранений и контузии.
- В Златоуст мы прибыли осенью 1943 года, а катастрофа произошла весной, - рассказала Шестакову 88-летняя женщина. - Разговоры о случившемся на станции Хребет еще не смолкли. От машинистов я узнала, что виновница получила пять лет лишения свободы. Столь малый срок ей присудили якобы из-за беременности. Вообще в те времена много было сложностей на железной дороге. Нередко аварии происходили по причинам, независимым от паровозной бригады. Возможно, в тот роковой час стрелку не успели перевести, а в кромешной ночной тьме машинист не заметила стоящий на путях состав. На них нередко не было ни единой лампочки. Вагоны-теплушки один за другим полетели под откос и загорелись от печек-буржуек, гревших моряков в холодную мартовскую ночь.
По словам Зубовой, они с машинистом не раз попадали в передряги, из которых только чудом выходили невредимыми. Причем много неприятностей связано именно с перегоном от Хребта до Уржумки. Однако в недобросовестности ее никогда не обвиняли: ни одного выговора в трудовой книжке. 30 лет отдала Вера Зубова железной дороге. В последние 10 лет водила маневровый электровоз в пределах станции Златоуст.
Стела на кладбище
Свекровь жительницы Златоуста Валентины Конобеевой в годы войны работала санитаркой в местном госпитале. Спустя годы она рассказывала своей невестке, что в марте 1943-го к ним поступило много обгоревших и сильно травмированных моряков. Как могли, выхаживали пострадавших, но выжили единицы. Десятками отвозили умерших в морг на Сорочью гору.
Дабы привлечь внимание земляков к этой трагедии, скрытой пеленой времени и грифом секретности, Виктор Шестаков проводит автопробеги и экскурсии к мемориальному комплексу на станции Хребет и стеле на Сорочьем кладбище. Здесь побывали детдомовские ребята, миасские и златоустовские знакомые и коллеги исследователя катастроф.
Валерий Еремин
Фото из архива Виктора Шестакова
U24.Ru - новости Челябинской области