Чтобы восстановить городскую идентичность, жителям Миасса нужно стать взрослыми гражданами
Продолжение интервью с директором Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и госсужбы Сергеем Зыряновым .
Зачистить политическое поле для новых игроков
- Сергей Григорьевич, а что делать сейчас миасцам? Часть горожан настроена очень решительно и требует, чтобы свои полномочия сложили все – и депутаты, и глава города. Пусть, говорят они, будут новые выборы. Другие сомневаются: а что толку? Опять выберут или тех же самых, или им подобных. Перетасуют затертую колоду.
- Да, опасность такая есть, поскольку работает правило «народ достоин тех правителей, которых он имеет». Миасс – не единственный город России, где происходит частая смена главы администрации. В качестве еще одного примера можно привести Псков. А по миасскому феномену возможны три варианта развития событий.
Первый. В соответствии с Уставом Миасского городского округа глава администрации округа назначается по контракту (ст. 39 и 57 Устава), а глава муниципального образования избирается населением и возглавляет Собрание депутатов округа (ст. 39 и 47 Устава). Это одна из «новых» моделей организации муниципальной власти, которую предусмотрел 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако фактически она далеко не в полной мере продемонстрировала свою положительную роль в организации местного самоуправления в Миассе. Речь идет не об эффективности и социально-экономических показателях, а о стабильности системы городского управления. Поскольку за достаточно короткий период постоянно меняются назначаемые главы местной администрации, отсюда и постоянное обсуждение среди населения происходящего, необходимость заново налаживать деловые контакты с органами власти (не только надзорными и контрольными), иными органами местного самоуправления.
Формально в сложившейся ситуации глава администрации города будет находиться в этой должности до вступления в отношении него обвинительного приговора суда (ст.59 Устава, это закрепляет и 131-ФЗ), если до этого дойдет дело. То есть остается ждать и потом принимать решение об избрании нового сити-менеджера.
Второй сценарий. Если вести речь об изменении модели органов местного самоуправления в округе, то необходимо вносить изменения в Устав округа по предусмотренной процедуре (публичные слушания и т.п.), а вступление в силу новых изменений будет связано с формированием нового состава Собрания депутатов Миасского городского округа.
Если решать вопрос о «перезагрузке» системы управления Миассом, то это смена модели управления в округе и переход к ситуации, когда избранный глава будет возглавлять местную администрацию. Данная модель - одна из самых распространенных в России. Но это сценарий долгого и трудного пути по притиранию интересов жителей города, городской властной и бизнес-элиты.
Есть третий более крайний и менее вероятный сценарий. Раз сейчас и бизнес-элита городская, и властная элита – люди, скажем так, сложные и по своей жизненной судьбе, и по характеру своих интересов, то лучше всего было бы воспользоваться опытом некоторых стран: если избирательная кампания успешно не завершилась, победитель не определен, то все, кто принимал участие в этих выборах, снимаются с дистанции. А потом выставляются новые игроки. Я бы рассматривал и такое решение – выйти на обновление состава городской властвующей элиты.
- То есть всем уйти и объявить досрочные выборы?
- Если рассматривать этот сценарий, то да, всем – и главе, и депутатам. Это же ситуация в общем-то политического дефолта. Конечно, депутаты разные – кто-то виноват, кто-то не виноват в том, что так сложилось. И глава Миасса находится в таком же положении. Но тут уже не до разбирательства в деталях: надо зачистить политическое поле таким образом, чтобы появились новые игроки. Они должны пользоваться доверием у населения и быть в меньшей степени связанными с относительно многочисленными группами интересов – и мелкими, и средними, и крупными - ГРЦ, автозаводом, машзаводом. Конечно, лучше всего было бы провести прямые выборы главы города населением: легитимность власти у такого политика будет выше, он будет обладать более сильными ресурсами. Но исключить, что при таком формате прямых выборов главы не появятся серые игроки и серые кардиналы, тоже нельзя. Горожане лучше, чем кто-либо, знают ситуацию. Они обмениваются информацией, почти наверняка там из уст в уста что-то передается. Конечно, избирателям городским в идеале тоже нужно было бы проявить требовательность к себе и не отдать голоса очередным малоэффективным менеджерам или людям с двойной моралью.
За Миасс отвечают городские власти
- После ареста Виктора Ардабьевского областная власть целую неделю хранила молчание. Лишь в понедельник, 7 октября, вице-губернатор Николай Сандаков встретился с главой Миасса и и. о. сити-менеджера. Почему?
- Вы задаете вопрос в ментальности советской жизни. А мы живем уже в другой социально-экономической, юридической и политической реальности. Принцип федерализма и закон о местном самоуправлении разделили и полномочия, и ответственность государства и муниципальных властей. За город отвечают городские власти. Полномочий каких-то напрямую управлять муниципалитетом у губернатора нет. Сами горожане должны решать эти проблемы.
Губернатор, конечно, не будет устраняться. Это и с политической, и с человеческой точки зрения было бы неправильно. Но ведь и у Петра Сумина были попытки решить миасскую проблему, и у Михаила Юревича уже не первая попытка. Однако успешными их назвать нельзя. Возможно, это заставляет региональные власти думать: а, может, наше вмешательство вот такое - серьезное, грубое - не улучшит, а ухудшит ситуацию?
Поэтому нужно выйти на какой-то нулевой вариант и постараться в течение года отформатировать новую политическую ситуацию. А задача нового руководства города - поиск городской идентичности для жителей Миасса. Поиск и предложение им не какой-то экономической стратегии типа «давайте построим вот столько-то квадратных метров жилья, вот столько у нас будет тысяч представителей малого и среднего бизнеса». А стратегии человеческой, связанной с идеей, которая объединила бы большинство горожан и на уровне ежедневных повседневных практик заставляла бы их кооперироваться и помогать друг другу – в своем подъезде, во дворе, на улице, в своем квартала, в городе.
- Что это может быть за идея?
- К примеру, областному центру предлагалась идея «Челябинск – самый чистый город России». В принципе, поиск такой идеи – задача федерального масштаба. Администрация Президента РФ разместила несколько заказов на научные разработки, и один из них звучит так: исследовательские организации должны дать ответ на вопрос, какие в истории России есть духовные скрепы, которые воспринимаются населением позитивно и работают в современной реальности.
Можно помочь Миассу в поиске таких скреп. Есть специалисты в Москве, Екатеринбурге, да и в Челябинске, которые могли бы в этом поучаствовать. Но это должен быть не экономический, а социально-культурный проект по восстановлению городской идентичности.
- Ну да, это могут быть, как в Челябинске, какие-то общегородские праздники. Вроде как «тили-тили, трали-вали», а люди объединяются.
- Миасцы уже, наверное, на праздники после случившегося на «Торнадо» боятся ходить?
- На миасском форуме после ареста сити-менеджера кто-то оставил такой коммент: «Миасс настолько суров, что заказные убийства в нем организуют гораздо лучше, чем День города». А есть ли опыт выхода муниципального образования из подобного политического дефолта?
- Если по Интернету походить, то можно найти такие примеры, когда город или его развитие более-менее восстанавливались. Но это происходило там, как правило, куда приходил какой-то крупный бизнес. Вот тогда у города начинается новая жизнь, крупный бизнес способен качественно изменить социально-экономическую ситуацию. Например, так было в Соликамске и Березняках, где положение исправилось. Произойдет ли это в Миассе, сказать трудно.
Для России в целом ситуация такая: властная элита консолидирована, а российское общество атомизировано, разобщено. Но наличие консолидированной элиты позволяет управлять страной. В Миассе все хуже: и городская элита разобщена, и гражданское сообщество тоже расколотым оказалось. Поэтому первым делом надо бы консолидировать городскую элиту.
Ольга Айзенберг, U24