Политический дефолт в Миассе

Политический дефолт в Миассе

Ситуацию в городе анализирует известный челябинский ученый Сергей Зырянов. 

Сергей Зырянов хорошо знаком многим жителям Миасса, которые учились или учатся сейчас в Челябинском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сергей Григорьевич возглавляет это учебное заведение, давшее старт карьере многих миасских чиновников и руководителей. Доктор политических наук и руководитель областного отделения Российского общества социологов, он на протяжении 20 с лишним лет отслеживает ситуацию в регионе. Объективность и неангажированность ученого снискали ему огромное уважение. 
Сергей Зырянов дал развернутое интервью корреспонденту сайта U24. Мы разделили его на две части. В сегодняшней публикации ученый анализирует ситуацию в Миассе. Во второй части – делится соображениями о том, как город может выйти из сложившегося политического дефолта. 

Город на особицу 

Когда начались реформы и переход к новым экономическим отношениям, то сразу было понятно: различные городские сообщества будут по-разному переживать период адаптации. В более или менее выигрышном положении оказались крупные города, совсем в плохом, проигрышном – моногорода и малые города в горнозаводской зоне. Сельские поселения превращаются либо в дачную территорию, либо тихо умирают от обезлюдивания. А вот судьба средних городов, таких, как Златоуст, Миасс, Копейск, где больше 100 тысяч жителей, складывалась по-разному. 

И, видимо, это было связано с их географическим положением, близостью к областному центру, степенью диверсификации экономики. Например, Копейск рядом с Челябинском, поэтому процесс адаптации к новым условиям жизни у копейского городского сообщества в целом проходит более успешно. Миасс и Златоуст подальше, и там периодически и постоянно возникают проблемы, проблемы, проблемы. Но они разные: в Златоусте одни, а в Миассе другие. 

В Миассе, с моей точки зрения, они связаны с тем, что местное сообщество потеряло чувство городской социальной идентичности: кто мы – миасцы? Потеря идентичности сказалась на том, что события, которые происходили в экономической и политической жизни в последние 15-20 лет, характеризовались отсутствием какого-то консенсуса по поводу того, кто должен управлять Миассом. 

Город вообще-то старый, с хорошими традициями. В советское время он получил вторую жизнь. Его накачали промышленным производством. Туда приехали выпускники московских, ленинградских, казанских, томских, новосибирских вузов. Там вообще научно-техническая элита страны собралась. Такой состав города во многом определял политическое позиционирование горожан. Во время выборов всегда много голосов набирали левоцентристские структуры типа партии «Яблоко», но горожане поддерживали и партии правой ориентации, чем и выделялся Миасс на фоне других городов области. 

Каждый выживает в одиночку 

Почему городское сообщество утратило чувство идентичности и почему ему никак не удается восстановить консенсус? Причин, наверное, несколько. 

Первая – ситуация экономической депрессии, которая дополняется прогрессирующим социальным расслоением на протяжении, наверное, 15 первых пореформенных лет. Люди начали избирать жизненную стратегию, ориентированную на индивидуальное выживание, а не на групповое. И городское сообщество как таковое рассыпалось. Оно атомизировалось. 

Следующий фактор, который сыграл плохую роль, - географическое расположение самого города. Он фактически разделен на три части - старый Миасс, автозавод и машгородок. И это тоже определенным образом раскалывало городскую идентичность. Началось географическое расползание интересов городского сообщества. 

И плюс к этому третий фактор, который очень плохо сказался на ситуации: люди стали выбирать адаптационную стратегию, которую можно определить как тактику индивидуального выживания. В принципе в городе сформировалось три базовых варианта этой стратегии. 

 
Первый вариант – для основной массы жителей города: не теряя связь со своим предприятием, искать как можно больше возможностей для подработки и за счет этого выживать. Это нормальная адаптационная стратегия. 
Второй вариант стратегии – это уход в криминальный, теневой или серый бизнес, что привело к появлению в городе нескольких криминальных группировок. Отчасти это было обусловлено возможностью приватизации всего, что можно было приватизировать. А приватизировать в условиях миасской городской среды могли только люди со стартовым капиталом, у которых были деньги. Они имелись у теневиков и близких к ним по менталитету криминальных структур. 
И третья стратегия, не такая массовая: появились предприниматели, которые на фоне криминала играют в бизнес, как говорят, по-белому, но на самом деле по ситуации экономического своего существования они, как сообщающиеся сосуды, связаны с криминальной частью, контролирующей финансово-экономические потоки в городе. А заметный сегмент финансов всегда составлял городской бюджет. Это приводит к появлению такой смычки, когда вроде человек и нормальный бизнесмен, и в то же самое время он постоянно обращается к криминальным структурам, потому что ему нужны деньги, ему нужны покровительство и силовая защита. И в результате он оказывается обязанным, втянутым в криминальную орбиту. 

Кроме того, в последнее десятилетие Миасс стал активно осваиваться представителями бизнеса из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска. Деньги пошли в город, начали скупать земли, потому что природа красивая, экология хорошая. То есть еще и этот фактор добавился. 

Кто мы? Куда бредем? 

Сложившаяся социально-экономическая мозаика привела к тому, что разрушился феномен социальной идентичности города. И население, и городская бизнес-элита оказались раздробленными на относительно неустойчивые, с размытыми границами, небольшие группировочки. Если говорить об электоральных группах, то в период подготовки и проведения выборов их легко осваивала местная теневая и криминальная элита. Белый или серый бизнес приручали электорат за счет того, что строили избирательные кампании на покупке голосов, на обещаниях решить какие-то конкретные проблемы. Но это были, как правило, локальные проблемы: поставить скамейки во дворе, отремонтировать тротуар, водопровод и т. п. Они не решали ситуации с формированием линии общегородского развития. 

Город вообще потерял какую-то цель развития. И дело не в отсутствии стратегии, написанной на бумаге, а в том, что у миасцев должно быть хоть какое-то понимание, как им жить. В советские времена социальная идентичность горожан была основана на идеологеме «Миасс – форпост научно-технического прогресса, город передового машиностроения». А сейчас Миасс то ли центр машиностроения, то ли курорт, то ли криминальная столица Челябинской области. 

В результате уже несколько избирательных циклов – цикла три или четыре - местное Собрание депутатов формировалось за счет того, что разные группировки проталкивали в качестве депутатов своих людей. Но подобрать и провести туда большое количество депутатов в качестве своих ставленников, чтобы создать какое-то доминирование внутри Собрания, они не могли. Поэтому им приходилось договариваться. И депутаты вынуждены были выполнять условия этих межгрупповых договоренностей. Не все, конечно, там и неангажированные люди были и есть среди депутатов, но их роль в выработке и принятии политических решений незначительна. Они тоже вынуждены с кем-то союзничать. Вот почему для городской политической ситуации характерна постоянная нестабильность, постоянная невозможность консолидировать позицию на каком-то одном лидере: кто должен править городом? Как им править? 

Плохое, на мой взгляд, и не самое эффективное решение было принято в свое время: раз не можем договориться, то давайте сделаем двуглавую систему управления. Однако этот шаг окончательно расколол городское сообщество Миасса и город, покатившись «вниз по горнолыжной трассе», начал терять управляемость. Право принимать юридические решения оказалось у представительных органов власти, а право распоряжаться финансами – у исполнительных. Возникла ситуация постоянного клинча. Сити-менеджеру говорили: мы тебя уберем, не дадим тебе работать так, как ты хочешь. И это действительно мешало: ему нельзя было работать на перспективу и постоянно приходилось парировать удары, наезды то справа, то слева. Приходилось защищаться, а не думать о перспективе. Для города это не очень хорошо, тем более для не консолидированного по социальным и экономическим интересам городского сообщества. 

Ну, и в довершение ко всему понятно, что часть местной политической и бизнес-элиты не являлась и не является воплощением лучших человеческих качеств. Нередко это люди с двойной моралью, иногда с двойной жизнью. 

Наша справка 

Сергей Григорьевич Зырянов - директор Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. 
Доктор политических наук, кандидат философских наук. 
С 1990 года - председатель бюро Челябинского областного отделения Российского общества социологов. 
Член политического экспертного консультативного совета при полномочном представителе Президента в УрФО. 
Член Общественной палаты Челябинской области. 
Член-корреспондент Академии политических наук. 
Почетный профессор Европейского университета. 
Главный редактор научного журнала «Социум и власть». 
Основатель и руководитель Информационного Социологического Центра «Зырянов и партнеры». 
Автор более 100 книг, научных трудов и публицистических статей на тему социологии, политологии, образования. 
(Продолжение следует) 
Записала Ольга Айзенберг, U24

Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Комментарии 9

  23:09, 14 октября 2013
  Миасец
Что за бред? Уж извините за резкость. Но, думаю что и сама Айзенберг это понимает. Социолгической терминолгией всероссийского пространства говорить о Миассе? Объяснять ЭТИМ (?!) его сегодняшние проблеммы? Ну вы, блин, даёте. Что тут еще скажешь...
  7:17, 15 октября 2013
  Alex
Во всей мясорубке в Миассе важно понять главное - не то кто виноват, а где корни, почему идет война. А значит где искать выход из тупиковой ситуации в Миассе. Сергей Зырянов, по моему, все правильно сказал. Спасибо за статью.
  9:02, 15 октября 2013
  Наблюдатель
Спасибо за материал! Сегодня для Миасса и главное миасцев необходимо понять - что и как делать? При наличии в городе интеллектуальных ресурсов ,замечательной молодежи и предпринимательского сообщества выйти из сложившейся ситуации возможно! Если понимаешь причины и видишь перспективы развития города! И еще, важно понять всем жителям города,что это мы выбираем власть! И если сегодня мы власти не доверяем,то ее надо менять! Надо перестать быть равнодушными к себе и своему городу!!!
  9:39, 15 октября 2013
  Serg
Все правильно изложено. Откуда пошло и где находимся. А дальше - что делать? Это видимо вторая часть.
  10:09, 15 октября 2013
  знающий
Зырянов,как и в своё время Любимов, обобщают Миасс по науке, в целом, с другими подобными субъектами. Они не учитывают особенности городского политического климата,грамотности самих горожан и личности управленцев. В этом их ошибка и ошибка всех, кто пытается управлять нашим городом снаружи. Проблемы Миасса глубже и уходят корнями как, во времена образования. так и во времена правления начиная с Миши Жмаева.
А если коротко, то не держите миасцев за дураков. Жители Миасса никогда не считали Челябинск за город,тем более за столицу. Вот Москву, Питер, Казань, Екатеринбург, Тюмень...-Да. А Челябинск-это яма!И никогда челябинцам нас не понять-малограмотные они, по сравнению с миасскими жителями. И это не пафос, а действительность,с которой считаться нужно!!!
Это я говорю не просто так,а сам и в городах,которые назвал жил,и в Миассе,посей день живу,и депутатом,которые первые устав двуглавый принимали был,да,и многое другое смыслю...
  22:15, 15 октября 2013
  миасец
Наблюдателю и другим, восторгающимся откровениями мыслителя. Ничуть не унижая приличного (наверняка и неглупого) человека Сергея Зырянова, всё-таки хочу спросить вас, наблюдатель и К: вы что и в самом деле из всего этого получили ответ на вопрос как и что делать миасцам? Бог с вами, вы что - раньше не знали? И не думали об этом? Или что-то здесь в тексте узрели разумное и приминимое к объяснению жизни в отдельно взятом городе? И вам не кажется что это самая вульгарная социология? Впрочем, это и вообще не она...
  22:34, 15 октября 2013
  Жмаев М.Ю.
Попытки представить дело таким образом, что за события в Миассе последние 15-20 лет характеризовались отсутствием какого-либо консенсуса относительно того, кто должен управлять городом лишены смысла. На самом деле, все прошедшие за последние годы выборы показали, что миасцы с большой долей уверенности сходились к тому, что городом должен управлять предприниматель, то есть человек, который не только в силу социально-экономического положения, но и в порядке индивидуальной ориентации имеет своим главным смыслом жизни извлекать прибыль.Отсюда симпатии к В.С.Григориади, который преуспел не столько в решении городских проблем, сколько в личном обогащении за счёт бюджета. Пример Его стал заразительным. Многие предприниматели поняли, что легче всего обогатиться за счёт того, чтобы присосаться к бюджету и городским программам. Эту ориентацию чутко воспринял и В.Г.Ардабьевский. Управление городом стало прибыльным делом при отсутствии действенного контроля со стороны населения, которое полностью подчинило себя воле своих руководителей. Люди перестали осознавать, что воровство из бюджета является их обкрадыванием. На фоне этого во власть двинулись денежные мешки, многие из которых свой первоначальный капитал "заработали" в группировке "Ильменской турбазы", и ей подобных. Население с лёгкостью отдавало депутатские мандаты в их руки, поддаваясь на мелкие посулы в ходе выборов. В городе имелся определённый консенсус, олицетворением которого был В.С.Григориади, впоследствии стал В.Г.Ардабьевский и с небольшим периодом правления Е.Степовик. Беда в том и состоит, что при всех обстоятельствах, этот консенсус нужен был для определённых социально-экономических структур, а в конечном счёте имел тот реальный результат, что шёл во вред городу. И такое положение дел на сегодняшний день не имеет перспективы разрешения, поскольку при каждом новом голосовании населения вновь и вновь будет воспроизводиться имеющаяся система отношений, какую бы юридическую форму она ни приняла бы. Миасцы развращены отсутствием мысли об общем благе, они ориентированы на личный расчёт, хотя бы и самый малый, который реализуется только при голосовании за "выгодного именно в период выборов депутата. Недаром одним из великих людей отмечено, что "буржуазная свобода есть свобода для денежного мешка". Новая фигура может возникнуть лишь как кандидатура того или иного денежного мешка, несмотря на то, что он в прошлом и был криминальным!
  12:47, 16 октября 2013
  миасец
Наверное, М. Жмаев всё-таки ближе к истине, чем С. Зырянов. Только всё-таки есть неточность: не предпринимателя выбирали миасцы, а - хозяйственника. Вот именно этим определением и характеризуют как правило таких деятелей как Ардабьевский. Мол, руководитель, хозяйственник всё может, всё знает и т.д. А это - ошибка и вообще глупость. Потому что управление городом - это не управление бизнесом. Это в большей степени - да только это! - СОЦИАЛЬНАЯ среда. Вон страной кто управляет? Президент - юрист. Премьер - юрист. Глава администрации челябинска - юрист. А лучший мэр франции (кажется в Бордо), Мишель Монтень - вообще философ. А лучший президент в Чехии Вацлав Гавел - драматург. Так что надобны здесь гуманитарии, друзья, гу-ма-ни-та-ри-и! Хватит предпринимателей и хозяйственников!
  12:48, 19 октября 2013
  Жмаев М.Ю.
После событий 17-18 октября 2013 года можно со свежей иллюстрацией показать, что после принятия в 2005 году в городе Миассе системы органов местного самоуправления: Собрание депутатов - назначенный по конкурсу глава администрации, реальное решение вопроса о том, кто будет управлять городом перешло к Губернатору области. И сама конкурсная комиссия, формируемая с преобладанием влияния областных структур власти, и последующее формальное голосование Собрания депутатов не скрывали и не могут скрыть того обстоятельства, что город Миасс подпал под внешнее управление. Исполнительная вертикаль местного самоуправления получила строгую подчинённость. Вопреки Конституции РФ исполнительные органы местного самоуправления города Миасса, хотя формально и не входят в систему органов государственной власти Челябинской области, но по сути становятся формируемыми исключительно ими. В 2005 году П.И.Сумин в неприкрытой форме поручил Собранию депутатов главой города избрать И.А.Бирюкова, главой администрации назначить В.Г.Ардабьевского. В 2010 году А.Р.Любимов, в 2011 году Е.А.Степовик, в 2012 году В.Г.Ардабьевский, в 2013 году С.А.Третьяков - все они прямые ставленники М.В.Юревича. При таких обстоятельствах в миасском городском сообществе не нужен никакой консенсус относительно того, кто должен управлять городом. Им управляет губернатор области. Он и несёт политическую ответственность за допущенные ошибки управления, которые негативно сказываются на ситуации в городе. Тут уж феномен социальной идентичности ни при чём!
 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru