На территории Челябинской области расположено 147 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и 1056 объектов культурного наследия (ОКН). Среди известных заповедных территорий региона — Чебаркульский бор, Брединский заказник, Национальный парк «Таганай» и другие. Кроме того, ежегодный туристический поток Челябинской области составляет почти 1,8 млн посетителей.
В число самых перспективных регионов с точки зрения развития экотуризма также вошли Тверская, Ярославская, Нижегородская, Архангельская, Кемеровская области, Пермский и Приморский край, Республики Башкортостан и Карелия. К такому вывод пришли аналитики консалтингового бюро Atlas. Эксперты проанализировали регионы РФ по следующим критериям: количество ООПТ и ОКН, существующий и планируемый туристический поток, а также количество туристических ж/д-маршрутов.
Количеству действующих в регионах туристических ж/д-маршрутов эксперты уделили особое внимание, поскольку этот вид транспорта считается наиболее экологичным. Он в большей степени, чем многие другие способы передвижения, соответствует принципам экотуризма – таких, как сохранение природных богатств и минимизация воздействия на окружающую среду.
В связке с экологичным отдыхом железнодорожный туризм – это спокойные, комфортные поездки по самым живописным местам. Приверженцы тренда на “медленные путешествия” (slow travel), то есть глубокое погружение в местный колорит и минимальное воздействие на окружающую среду, получают больше впечатлений от красивых видов, пока добираются до места назначения. Объединение эко- и жд-туризма может стать самым экологичным, безопасным и умным способом путешествовать, считают эксперты бюро ATLAS.
«В России одна из самых развитых систем железнодорожного транспорта – мы занимаем третье место в мире после США и Китая по протяжённости железнодорожных путей. Такая инфраструктура щадяще воздействует на природу. Благодаря поездам путешественники могут добраться напрямую до природных достопримечательностей, что существенно расширяет возможности для развития экотуризма. Туристические ж/д маршруты к природным местам — это драйвер для развития регионов. Им необходимо обрастать инвестиционными проектами, современной инфраструктурой, инициировать объединение государственных стейкхолдеров и частного бизнеса в сфере туризма», – говорит основатель и генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова.
Перечисленные в рейтинге Atlas регионы относятся к категории областей с большим, но не до конца раскрытым потенциалом экотуризма в связке с ж/д-сообщением. При этом зрелость железнодорожного экотуризма различается от региона к региону. Например, в Карелии 154 ООПТ объединены 17 туристическими ж/д-маршрутами, и недоступными для путешествующих на поезде остаются только заповедные места на севере республики или у Ладожского озера. А в Башкортостане, который превосходит Карелию и по количеству ООПТ, и по существующему и потенциальному турпотоку, действует всего 1 туристический ж/д-маршрут.
«Ж/д-путешествие может стать необычным опытом, но только если сам процесс будет интерактивным, интересным, развлекательным и образовательным. Этого можно достичь с помощью смарт-решений, приложений и сервисов в поезде, аудио-путеводителей, библиотек, интерактивов на станциях и единого пакета коротких вылазок-экскурсий в городах по пути. Тогда привлекательность поездов может обойти и авиатранспорт», – считает руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Дарья Коваленко.
Еще один эффективный способ привлекать экотуристов в новые места – создавать визит-центры на территории вокзалов, вблизи заповедников.
Фото: из архива редакции