Полон двор — душа на месте или, Улица Чкалова открыта гостям

Эта улица чиста, широка и соседствует с лесом. Лес — вот он — весь на ладони, 5 минут от домов. Ягодно-грибное растительное пространство и древнекаменная архитектура, современные пластиковые окна и советские трактора… название советское же и дореволюционные памятники зодчества — всего, казалось бы, намешано в этих 54 дворах ул. Чкалова: времена, эпохи, культуры. Трудолюбие, и экономичность, и хозяйственность; жизнь, подчиненная долгу и семье — все это настолько свойственно багарякским жителям, насколько данная улица дышит теплом десятками лет заложенного размеренного ритма жизни и интеллигентным гостеприимством. 


Тамара Николаевна Гусева:
– 58 лет я живу на этой улице. Доходы у населения тут небольшие, конечно, но кто хочет – нормально быт выстраивает. Сама я только сейчас для  души начинаю жить, раньше времени мало было, работали, детей растили. Порядок  у нас все любят. У Коржаковой Любы порядок, у Меньшиковой Ольги, Тани Шахуриной, Гашковых… С соседями живем дружно. Есть и хорошие традиции: по весне года два устраиваем субботник. Это благодаря Гале Шебановой-Каргаполовой. Я сказала: «Девчонки, надо собраться, улицу почистить», а она быстро организовала и сноху, Таню Санатину, ребятишек своих. Есть такие, что у себя, у дома, подобрать не могут. Колонка у нас вон там питьевая, выхожу с мешком по весне, еще ни травы, ничего, а весь мусор уже видно.Соберу его, чтоб весной пахло, и люди радовались. Четверо детей у нас с мужем, четверо внучат, пятый намечается. У моей мамы было трое нас. Всю жизнь помогали сено косить, гребли его, раньше покосов не было, вдоль дороги ходили. Она волокуши делала, мы на волокушах таскали копешки. С огородом не расставались, особенно если напроказничаем, нужно обязательно работой оправдываться. Мой муж, Вячеслав Леонидович, и я стараемся жить в ладу, не могу нахвалиться на своего мужа. Он у меня на все руки мастер: по мебели, по хозяйству. Сегодня у нас с мужем, кстати, 36 лет со дня свадьбы! Дети все это времечко нас радуют. Вот сын с дочкой приехали в гости, сидят сейчас табуретки мастачат: один колотит, другая красит. Бизнес у них такой интересный. Один сынок очень переживать в свое время заставил, когда в Чечню его отправили. Вернулся на родину, в семью наш родной мальчик. Четыре ребенка ведь — это четыре судьбы, в четыре раза больше переживаний. Когда задумались о четвертом, мы мужем прикинули первым делом: «Так, а потянем ли?». «Пожалуй, можно родить!». Хозяйство держали. У нас корова была всю жизнь, овечки… Только на натуральном хозяйстве можно семью вытянуть. В подполе вот сейчас около 100 банок варенья с того года еще. На столе всегда пельмени домашние, голубцы, пирожки – все из домашнего сырья. Когда все дети собираются каждый выходной у нас, тетушка моя мне говорит: «У вас, как выходной, так целая свадьба!». 

Любовь Яковлевна Слободчикова:
– Я приехала сюда после окончания техникума по распределению с подружкой из Бузулука Оренбургской области в 73-м году. Сначала было мне, конечно, плоховато, там все равно был город, движение, а тут один человек встретится… и тишина! В Оренбуржье у меня осталась мама, родственники. Нас четверо детей было в семье. Моя мама умела вязать, знатно шила, по дому все могла. Ну и я, конечно, многое у нее перенимать старалась. Шитье, например. В 74-м вышла замуж. Иван Леонидович местный житель, благодаря ему я тут стала своей. Родились двое детей: сын и дочка. Оба живут в Каслях, сын водитель маршрутки, а дочь в колонии начальником отдела. Муж построил вот этот большой дом в 1997 году. Рамы выпилил из дерева, косяки, двери, гараж, ворота сварил, садик: от и до — все абсолютно сам. Машинами еще муж любит очень заниматься. А я шью, вяжу. Огород круглый год почти. Было раньше хозяйство: овечки, их у нас по 20 штук было. Летом наш досуг — лес рядом, речка. Сено косим. Место это мне сразу очень понравилось: как бы на отшибе, вдалеке от всех домов. Я же лесовод, 40 лет в лесном хозяйстве проработала, до ветерана труда дослужилась… Багарякцы очень хороший народ, гостеприимный. Ничего же у нас с подружкой поначалу не было на новом месте. От лесничества дали квартиру, бабушка Лена туда придет: «Картошку, пожалуйста, девочки, берите!». Тетя Дуся Кузнецова молоко давала, Тамара Алексеевна Выгузова вообще, всем поможет… Так всем селом, всей улицей и вытягивали молодежь, так и от молодежи поддержка была поэтому старикам.

Любовь Васильевна  Шабурова:
– 40 лет живу на этой улице, очень сильно она изменилась за это время. Люди менялись тоже… Две сестры у меня родные, много двоюродных. Мы друг друга не теряем: род должен быть родом, куда бы кого судьба не закинула. Дед наш был председателем совхоза, дядя агрономом. Я закончила культпросветучилище, работала в детском саду до 2002 года. В  1959 году в Багаряке было три начальных школы. Мы пошли в первый класс – нас было 90 человек, а сейчас осталось: Обухов, я, Лапанитшина, Дерешкина… человек шесть. Когда я работала в детском саду, было 9 групп, по 30-40 человек в каждой. «Хоть бы не наступить на кого-нибудь!», – так шутили мы. Улица населенней, конечно, была, как и весь Багаряк. Хотя от тех времен многое ведь осталось. Вон Бушуевский дом, его видно, он  на месте рублен, купеческий. У Санатиной тоже купеческий. Мельница там раньше была. Ну, это 19-й век или конец 18-го. А вот тут была земская школа. Здесь было правление совхоза, здесь был камень, и дед нас с Машкой все время на камень водил. Жалко деревню... Работы нет. Вот Ленька, наш тракторист, бывало, присядет у полевой землицы, горсть ее рукой возьмет и говорит: «Верх этого поля надо пахать на первой скорости, а низ на второй». А иначе не вспашешь это поле! Так вот он умер, и кто его так вспашет, кто знает, что его так надо пахать? Так и поля-то нет сейчас... Вот там стоял забор – как говорили, «поскотина» – а дальше были все поля, поля. Теперь хмель, полынь да дурман. Единственная отрада у меня – 2 дочери и 4 внука. И работа моя радует. В библиотеке собираю когда женщин, когда детей, кружки им веду: «От скуки на все руки», «На завалинке». Да что в голову придет – о том и говорим! О пирогах с капустой, гадании, про Багаряк, родословные вспоминаем, гимнастику Стрельниковой разучиваем, вяжем тапочки, носки. С детьми игрушки из подручного материала мастерим, разговариваем обо всем интересном.  Мне моих внучат всегда на выздоровление из города отправляют. Пчел держу. Это нам, которые на пенсии, тут можно жить, я считаю, припеваючи, а девочки мои пускай в городе  уж терпят. Как ни хотели они уезжать, но пришлось. 

Нина Сергеевна Санатина:
– На этой улице  мы с шестидесятых годов. Мама моя осталась одна, когда мне было 11 лет – отец умер. Сестра моя старшая умерла в 32 года от рака. Да двое маленьких, брат с сестрой, еще раньше умерли. Так что маме моей очень много горя досталось в жизни. Мама получала, когда я уже в старших классах училась, 40 рублей пенсии, и надо было ведь прожить, всю жизнь скотина выручала. Мы сейчас вдвоем живем с мужем Петром Ивановичем. 45 лет в ноябре будет нашей совместной с ним жизни. Трое детей нажили. Две внучки. Сын здесь живет, пытается обжиться по-современному, строит красивый дом. А младший сын и дочь в Свердловск уехали. Дому этому уж 100 с лишним лет. Стены широкущие, сейчас такие дома и не строят, этот еще не один век простоит, добрые руки если будут у хозяев. Цветы вот разводим, без цветов я не могу. Скотины много держали, до трех коров, овцы, поросята. Хозяйство-то большое было. Проработала в торговле всю жизнь, муж в  совхозе слесарем работал. Дети нам всегда помогали. Деревня есть деревня. Я ушла на работу, когда Светланке было 3 месяца, а с ребятами по 7 месяцев, правда, сидела. Смешных историй очень много у нас семейных. Маленьких оставляем –уходим на работу, говорим: «Помойте посуду». Приходим вечером, картошку начинаем копать: то там ложка, то там вилка в огороде. «Не можем отмыть!» – говорят. Не могут отмыть – р-раз через забор! Маленький наш сынок вылезал в окошко, телефон задевал, ломал. Все на кота грешили, потом, постарше сынок стал, сознался, что кот-то ни при чем… Счастье по нашим временам, если дети и внуки рядом. 

*  *  *

По Чкалова жила и Анна Ивановна Теплых. Совсем недавно ушла она в мир иной. А в 90 лет еще рьяно чистила территорию, ни одна посторонняя травка не могла покуситься на огородную плантацию этой женщины. Соседи изумленно наблюдали, идя из магазина мимо огорода этой бабули, как она «лежит ничком на земле и травочку щиплет! Чистота, порядок, цветочки!». Полынный край – улица Чкалова. Полынью местные парятся в бане, говорят, неописуемый аромат, «аж на губах горько делается»… Вот так же терпко для сердца сельчан понимать, что село не восстановить в прежние формы. Багарякские жители все, как один, грустят о развале совхоза, измельчании села, о том, что молодежь уезжает. «Старинные кирпичные стены штукатурить цементом нельзя, только известково-песчаным раствором», – передают из уст в уста местные жители, все же лелея надежду на то, что когда-нибудь это сохраненное «нельзя» шагнет в новые возможности. 

Анна ТЕБЯКИНА


Из истории

Валерий Павлович Чкалов – советский летчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолета, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

Источник: http://kasli-gazeta.ru


Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru