Каждый год, начиная с 2017, фонд «Нужна помощь» совместно с агентством онлайн-исследований Tiburon Research проводит опрос интернет-пользователей из крупных городов (с населением от 100 тыс людей), чтобы зафиксировать, как часто люди соприкасаются с деятельностью благотворительных организаций и как их воспринимают.
Общий обзор
За последние 12 месяцев 75% интернет-пользователей хотя бы раз участвовали в практиках благотворительности, за которыми стоит работа благотворительных организаций. Список наиболее массовых практик такого участия в 2022 году:
-
пожертвование денег в ящики-копилки в общественных местах (45,2% россиян);
-
отправка смс на короткий номер (35,8% россиян);
-
передача вещей (одежды, продуктов и др.) (28,6% россиян).
За последние два года доля людей, которые участвовали в профессиональной благотворительности ежемесячно (т.е. делали что-то из списка хотя бы раз в месяц), постепенно росла. В 2022 году частота участия вернулась на уровень 2019 года: только для 10% респондентов благотворительность была ежемесячным событием.
Кому помогают чаще и реже всего?
Самые «популярные» направления работы благотворительных организаций с точки зрения пожертвований не меняются уже много лет:
-
«на лечение детей» (дети с инвалидностью и дети, нуждающиеся в лечении) (39,2%);
-
помощь бездомным животным (28%);
-
помощь малоимущим (20,6%);
-
помощь домам престарелых и детским домам (18,6%);
-
помощь детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации (15,9%).
До 2022 года в эту группу антилидеров входили мигранты и беженцы, однако в последние месяцы выросло как число благотворительных программ, помогающих этой группе, так и численность людей, поддерживающих такие программы финансово: с 2% в 2021 году до 6% в 2022.
Отношение к благотворительным организациям и мотивы участия в благотворительности
На основании опросов выяснилось, что а основные мотивы совершения пожертвований в организации таковы:
-
сострадание, сочувствие нуждающимся (56,2%);
-
желание изменить мир к лучшему (27,8%);
-
привычка помогать другим (26,2%);
-
желание чувствовать себя нужным и полезным (25,1%).
Зачастую мотива сострадания достаточно: знание бренда организации не играло решающей роли для 53% благотворителей, и этот показатель практически не менялся на протяжении всех лет наблюдений.
В целом, при достаточно большой распространенности практик благотворительности среди российских интернет-пользователей знание о работе благотворительных организаций и интерес к ней есть меньше чем у трети. Благотворительным организациям пока что недостаёт достижений в области развития собственного бренда.
Надежда Янкелевич, директор по внешним коммуникациям фонда:
«С одной стороны, благотворительные организации часто не уделяют внимание продвижению своей деятельности, считая что добрые дела надо делать тихо. С другой стороны, очень низкий приоритет у этого направления, потому что деньги всегда нужны и есть как будто более насущные проблемы, плюс многие живут на гранты, а статьи расходов про пиар грантодатели не очень любят. С третьей стороны, недостаточная экспертиза в направлении. И наконец, сейчас значительно уменьшилось число доступных инструментов влияния на общественное мнение: СМИ, которые работали с социальной повесткой, становится меньше. Но при всём при этом по-прежнему важно, чтобы работа благотворительных организаций становилась более видимой для их целевой аудитории, потому что развитие организации, количество привлеченных средств в том числе зависит и от объема привлеченной аудитории и от степени ее вовлеченности».
Барьеры участия в благотворительности и вызовы 2022:
По результатам опроса выяснилось, что до 37% снизилась готовность совершать пожертвования в благотворительные организации в будущем — это самый низкий показатель за всю историю наблюдений.
Основные барьеры участия в благотворительности таковы:
-
недоверие к благотворительным организациям, фондам (56,3% — при этом в 2021 этот показатель составлял 39,1%);
-
нет финансовой возможности (55%);
-
желание помогать нуждающимся напрямую (24,5%);
-
отсутствие интереса к благотворительности (14,3%).
Фото: u24.ru