Молодой поэт из Челябинска рассказал о творческих планах и музе

«Пока вы не написали ни одной книги, вы никому не известны. Написав книгу, вы погружаетесь в безвестность».  Именно с этой цитаты Мартина Майерза хочется начать беседу со студентом филологического факультета БашГУ Валерием Грушницким. Героем нашего интервью стал молодой писатель, который уже в школе стал писать свои первые стихи, а позже выпустил и книгу. Он рассказал о своем творчестве и о своих кумирах.

Кем вы мечтали стать, когда учились в школе?

Не могу сказать, что был изначально план. Я такой человек, который просто плывёт по течению. Поэтому, увидев что-то увлекательное, я моментально этим интересовался. Но стоит отметить, что вначале я хотел стать пожарным, врачом, космонавтом (стандартный набор), а вот уже в старшей школе появилось конкретное желание работать с текстом. В 10-11 классе хотел стать режиссёром, но, провалив вступительные экзамены, нашёл для себя новую мечту — открыть своё издательство.

Вам нравится читать несколько книг одновременно или вы предпочитаете прочитывать по одной книге за раз?

Никогда не понимал, как можно читать несколько книг одновременно… Фокус теряется, и ты уже не в состоянии вспомнить, откуда было одно, а откуда — другое. Я могу представить чтение нескольких книг одновременно, только если разнится их подача: например, ты читаешь одновременно поэзию, прозу и non-fiction. Только так, по-моему мнению, можно достичь этой гармонии. Но сам я одновременно несколько книг читать не хочу.

Авторами какого жанра вы больше всего восхищаетесь?

Для меня жанр книги не важен. Важно лишь то, что до меня доносит автор: история, герои, душа произведения и так далее. А жанр — субъективный аспект. Есть лишь конфетка, а фантик для меня не имеет значения.

Где можно увидеть ваше творчество?

Из регулярно обновляющихся источников — моя группа ВКонтакте «Грушницкий и Компания». Иногда собираю творчество в книги и выкладываю их на такие ресурсы, как Ridero и ЛитРес.Самиздат. Для меня этого пока что достаточно.

Стать писателем вас вдохновил конкретный человек или ситуация?

Меня вдохновили два человека — поэтесса Маргарита Эдельштейн, моя близкая знакомая, чьими стихами я до сих пор зачитываюсь, и моя классная руководительница Хвесюк Татьяна Викторовна, которая давала моим стихотворениям или рассказам полезную критику. Без этих людей я бы никогда не начал писать.

В ваших произведениях указывается псевдоним, почему такой выбор?

Потому что моя фамилия мне не кажется красивой или эстетичной. А сам псевдоним родился из моего спора с одноклассницей — Печорин лучше или Грушницкий. Ну и, по псевдониму понятно, чьи взгляды я отстаиваю.

Расскажите о своей первой работе.

Первое моë произведение — «Записки оболганного императора». Его я написал, потому что в тот момент закончил смотреть сериал «Екатерина», в котором, как мне показалось, несправедливо отнеслись к такому персонажу, как Пëтр III. В этом рассказе я постарался его как бы оправдать. Наверное, этот рассказ — своеобразный фанфик, попытка высказать свою любовь персонажу.

Есть ли у вас какой-то определенный жанр или же вы совмещаете в своем творчестве разные?

Так как я в самом начале творческого пути, то порой пробую себя в различных жанрах. Сам себя я определяю приверженцем метамодернизма. Мне не так важен сюжет, как то, что за этим сюжетом скрывается. Поэтому в моих рассказах сюжет, скорее всего, прописан слабо, но зато там присутствует моя философия.

Всегда ли вы знаете конец рассказа, который пишете?

Никогда. Разве прелесть не состоит в том, чтобы удивить не только читателя, но и себя самого этим поворотом? Хотя я стараюсь поражать больше не сюжетными поворотами, а мысленными ходами. Мысль героев для меня всегда важнее действий.

Если бы вам пришлось выбрать вымышленного персонажа из книги, чтобы немного пообщаться с ним, вы бы кого выбрали?

Наверное, это Пьер Безухов из «Войны и мира» Толстого. Я бы хотел узнать, каково это жить всю жизнь в поисках. Всегда я находил нечто общее между ним и собой, поэтому именно он.

Для того, чтобы начать сочинять, любое время дня идеально или нет?

Никогда не знаешь, где тебя застанет муза — днëм ли, вечером ли, а, может, вообще ночью. Но если выстраивать график по качеству написанного, то произведения, созданные утром и днëм, нравятся лично мне гораздо меньше тех, что пишутся вечером и ночью.

Какое определение вы бы дали поэзии?

Для меня поэзия — это самовыражение человека. Не важно, в какую форму оно обращается. Поэзия есть и в прозе; надо лишь еë найти. Но поэтичней всего тела произведения, которые ты пишешь не для себя, а для других; для тех, кто тебе по-настоящему дорог как человек.


Какой из всех опубликованных вами стихов, больше всего нравится?

Есть тот, который больше всего мне нравится и тот, который для меня важнее всех, но оба они связаны с одним человеком. Мне нравится стихотворение «Дьяволица» о том, как поэт старался побыть рядом со своим объектом обожания, но, лишь поддавшись дьяволице, смог восхищаться ей. Но важнее всех для меня «Я верю», которое я писал на протяжении нескольких дней, стараясь им поддержать одного очень важного человека в моей жизни — мою музу — в сложный жизненный момент. К тому же это было первое стихотворение, которое записали в дневнике, подобно тому, как раньше поэты писали стихи для дам в специальных альбомах. Теперь, мне кажется, я и не могу создать нечто такое, чтобы повлекло за собой такой же эффект.

Стихи каких авторов больше всего повлияли на ваше мышление?

Это Маяковский и Гоголь. Первый показал, что форма имеет огромное значение для произведения искусства, наполненного незаурядным смыслом, а второй научил тому, как надо писать красиво о том, что думаешь.


Какого результата вы хотели бы достичь с помощью своих стихов?

Я хотел бы, чтобы люди просто любили друг друга, чтобы они находили музу, как я, любили, как я, но не повторяли моих ошибок — об этом мои стихи. Ничего заумного. А для себя я хотел бы стать хоть чуточку популярнее, чтобы зарабатывать этим делом себе на жизнь.

Какие три книги вы бы посоветовали прочитать каждому человеку?

«Трагедии» Еврипида, чтобы познать всю соль человеческого греха, чтобы прожить жизнь убийцы, чтобы узнать, как жилось человеку в Древней Греции. «Скотный двор» Оруэлла, чтобы узнать о строении общества и государства, чтобы увидеть злостную сатиру на человека, чтобы прочувствовать ощущение безысходности. «Война и мир» Толстого, чтобы понимать, что историю пишут не только победители, чтобы научиться жизненным исканиям; да и я считаю именно эту книгу энциклопедией русской жизни, а не «Евгения Онегина».

Какую пользу вы можете принести обществу?

В глобальном смысле — совершенно никакого. А вот в личном… Для каждого человека я представляю собой различную субстанцию со своим определённым жизненным укладом. Так что, надеюсь, что хоть у кого-нибудь когда-нибудь я в сердце отозвался.

Беседовала Ксения Завьялова
Фото: архив Валерия Грушницкого

Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru