Секреты "миасского двора"

Секреты миасского двора

Мэр Миасса Игорь Войнов рассказал, почему две ветви городской власти не могут ужиться друг с другом. 


До муниципальных выборов в Миассе еще два года, а страсти кипят уже нешуточные. Вовсю идет смотр политических cил. Городские элиты и не безразличные к судьбе города миасцы обсуждают в кулуарах административного здания, в местных СМИ и на кухнях потенциальных претендентов на должность главы. А какой видится ситуация в Миассе из кабинета его мэра Игоря Войнова?


Народ безмолвствует

- Игорь Вячеславович, когда миасцы обсуждали в Интернете заявление Владимира Григориади о том, что он намерен вернуться во власть, смысл многих высказываний сводился к двум резюме: «в городе нет хозяина» и «надоела война между ветвями власти». Народ прав?

- Некоторая часть народа действительно так думает – в основном та, что пасется на форуме. У нас, как и в других муниципальных образованиях России, в основном народ аполитичен. Ему важно, чтобы было тепло, ходил транспорт, чтобы были свет, газ, дороги в проезжем состоянии. Вот это для него более существенно. Например, на 52 процента выросла заработная плата у учителей. Что им до того, что где-то политически что-то идет не так? 

Тем не менее, всегда есть активная часть населения, которая интересуется политикой. И я готов с нею согласиться: одна из, может быть, главных, по крайней мере, очень неприятных проблем города – это заложенное в законе и в нашем Уставе двуглавие. 



Шаг вперед и два назад


- Что значит «заложено», ведь в прошлом году вы уже приняли «одноглавый» Устав? И он вроде как зарегистрирован Минюстом. 

- Рассказываю. 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает три возможных схемы руководства муниципалитетами. Все они в Миассе были опробованы. В 2000 году всенародно избирался мэр - он же глава администрации. Фамилия у него была Григориади. А депутаты из своих рядов выбирали председателя Собрания. В 2000 году это был Ярошенко. 

Потом поменяли Устав, и в 2005 году выбирали уже только 25 депутатов. После долгих-долгих боданий они из своего состава выбрали главою города Бирюкова, а сити-менеджером назначили Ардабьевского. Это случилось 2 июня, когда в Миасс приехал тогдашний губернатор Сумин, который сказал: ты будешь в этом кресле, а ты - в том. Это была вторая схема: всенародно никто, кроме депутатов по округам, не избирался. 

А в 2010 году была реализована третья схема, когда всенародно избирался глава округа по фамилии Войнов, и он же - председатель Собрания. А Собранием назначался сити-менеджер. 


- И какая схема, на ваш взгляд, оказалась самой работоспособной?

- У меня сомнений в этом не было никогда: самая работоспособная схема, как и в любом производстве, я уж не говорю об армии, точно так же в структурах власти - это одноглавие. То есть выбранный всенародно глава должен быть главой администрации, в руках у которого исполнительная власть - и земля, и имущество, и бюджет, и все кадры, которые относятся к бюджетной сфере. Вот тогда с человека, которого народ выбрал, можно будет спросить. Во всех остальных схемах, где есть двуглавие, уже априори заложен конфликт.

25 мая прошлого года мы приняли «одноглавый» Устав, вернувшись к схеме 2000 года. Но он вступает в силу только со следующих выборов. Это может быть и 2015 год, а может оказаться и завтра. Например, я уеду на ПМЖ в Канаду, освободив должность.


- Есть такие мысли?

- В Канаду? Ну, или в Австралию. Короче говоря, по какой-то причине я перестану исполнять свои обязанности. В этом случае до 2015 года тянуть не надо: назначаются выборы. Устав принят, зарегистрирован Минюстом, соблюдены все процедурные моменты. На публичных слушаниях, когда обсуждалось это изменение в Устав, 291 человек проголосовал за одноглавие, 7 против, 6 воздержались. Документами я могу все подтвердить. А на сессии депутаты утвердили Устав единогласно, все 26 и я 27-й проголосовали «за». Когда нам сделал замечание тот же Минюст, который сказал: вот то-то, то-то и то-то изложите в такой-то редакции, мы буква в букву в четвертый пункт своего решения записали, что все эти изменения касаются только выборных должностных лиц, которые будут выбираться после вступления в силу данного решения, то есть на следующих выборах. И все это зарегистрировано, есть документ.


- А с какой стати сейчас началась движуха опять по поводу Устава?

- Видимо, кому-то хочется.


- Вы предполагаете, кому?

- Даже знаю.


- Можете озвучить?

- Нет.


- А этот кто-то в Миассе или вне его?

- Скорее всего, интересанты есть и там, и там. Например, часть депутатов может быть заинтересована в «двуглавом» Уставе, поскольку при двуглавости, по их мнению, они имеют больший вес, чем при одноглавости.


- Потому что могут бегать между главой и сити-менеджером, как непослушный ребенок между родителями: если мама запретила, папа разрешит?

- У нас на сегодняшний день из 26 депутатов порядка 20 - бизнесмены. Поскольку вопросы исполнительной власти решаются в кабинете сити-менеджера, то депутатам даже нет смысла бегать от одного «родителя» к другому.


- Считается, что депутаты-бизнесмены - экономически самостоятельные люди, их купить нельзя. 

- Но у каждого из них есть, как правило, свои интересы. Вопрос вот в чем: сити-менеджера в двуглавой системе назначают депутаты. И, естественно, они считают, что сити-менеджер им обязан. А коли так, то они вправе рассчитывать на преференции. Кто-то хочет преференций для своего избирательного округа, и это хорошо. А кто-то - только для своего личного бизнеса. 


- Законная возможность пересмотреть Устав сейчас имеется?

- Она есть всегда. Существуют два юридически правомерных пути, как вернуться к старому Уставу, или еще какой-то Устав создать. Во-первых, подать иск в суд, написав в исковом заявлении: мол, так и так, то ли процедура нарушена, то ли еще что-то, прошу отменить. 


- Но если вы все сделали юридически правомерно, разве есть такая возможность?

- На мой взгляд, нет. Более того, у меня нет никаких документов, где бы было написано, что такая-то статья изложена неверно и на этом основании Устав необходимо отменить. Я просто теоретически говорю про два пути. Второй из них - просто решение сессии. 


- Когда некто заинтересованный в этом склонит на свою сторону депутатов и начнет процесс пересмотра Устава. Уже есть такие телодвижения?

- Есть. Хотя летом 2009 года мы проводили соцопрос, и 86 процентов опрошенных высказались за «одноглавый» Устав в Миассе. Неполитизированные горожане признавались: мы не понимаем, что такое двуглавость. Я пояснял: даже из Красной армии убрали политруков, которые были вторыми командирами. Они знали только одно - доставали наган и говорили командирами: если не сделаешь, сукин сын, я тебя пристрелю. И даже в армии двуглавие отменили. 


- Трудно понять логику развития политической мысли в Миассе: сначала принимают «одноглавый» Устав, потом «двуглавый». 25 мая 2012 года депутаты единогласно утверждают «одноглавый», а в сентябре 2013-го начинают обсуждать, какой Устав им нужен. Хоть вы и говорите, что народ от политики далек и его интересуют только зарплата, дороги и прочая бытовуха, но все происходящее в розовом доме заставляет его прийти к неутешительному выводу: власть в городе похожа на пауков в банке, которые заняты исключительно выяснением отношений между собой.

- Согласен, только с одним маленьким нюансом: я в данном случае, как мне кажется, иду в ногу с народом. Если сейчас группа депутатов или кто-то еще хотят вернуть «двуглавый» Устав, то я против. И народ тоже, как мне кажется.



Кто первым сказал «мяу»

- Став главою Миасса в марте 2010 года, Войнов убрал Ардабьевского с поста сити-менеджера. Тот судился, но с должности все равно ушел. Пришел Любимов, которого, как в Челябинске говорят, довели до инфаркта. Потом какое-то время обязанности сити-менеджера исполнял Степовик. Когда в 2012-м объявили конкурс, Войнов предложил отдать эту должность Ардабьевскому. Но сейчас между ними снова черная кошка пробежала. Народ в недоумении: что происходит? Может, дело в вашей фамилии - Войнов?

- Я иногда сам так шучу: мол, фамилию Бог дает. Поскольку в народе бытует такая точка зрения, расскажу по порядку. У Ардабьевского имелся контракт, подписанный еще Бирюковым, до 6 июля 2010 года. Но в марте у сити-менеджера сменился работодатель – был избран новый состав Собрания депутатов. Я - всего лишь представитель работодателя, у меня нет права ни уволить сити-менеджера, ни замечание ему объявить. Да, я где-то был инициатором увольнения Ардабьевского, но работодатель у него - Собрание депутатов. Оно решило освободить Виктора Георгиевича от должности. Он стучался в суд, который ответил ему: Собрание право. 

Пришел Любимов. А вместе с ним - несколько десятков человек из Челябинска, которые забрали под себя все сферы жизнедеятельности. Им отдали коммуналку, имущество, землю, расчетно-кассовый центр - все потоки, финансовые и материальные, полностью были замкнуты на челябинцев. В Миассе их называли командой гастарбайтеров. Понятно, что не мне, а всему городу это встало поперек горла. Депутаты не приняли у Любимова отчет, после чего он лег на плановую операцию. Никакого доведения до инфаркта, на мой взгляд, не было. Я находился в отпуске, когда он подал заявление об уходе. 

Перед этим он принял к себе первым замом Степовика, который был депутатом. И когда Любимов подал заявление об отставке, на Степовика как на первого заместителя возложили исполнение обязанностей. Он "иошничал" без малого год. 

Потом прошла процедура выбора сити-менеджера. Я сам не возражал против Степовика. Но его занесло (и я ему в глаза это говорил), потому что он утверждал: у меня один царь и Бог - губернатор. И, на мой взгляд, Степовику не хватало опыта. Не может руководить центром машиностроения Южного Урала человек в 29-30 лет, который не прошел школу работы на крупном предприятии. 


- Короче, вы сделали ставку на Ардабьевского.

- Из 10 человек, которые в тот момент подали заявление, он был единственной проходной фигурой. А я не привык свой голос выбрасывать куда бы то ни было. Ардабьевский попросил, чтобы я и депутаты, которые к моему мнению прислушиваются, его поддержали. Во избежание в будущем возможных конфликтов я поставил одно единственное условие: «Виктор Георгиевич, все вопросы, которые депутаты должны решать с исполнительной властью, будьте любезны, только через меня». Он мне поклялся на Библии, Коране, Торе, что так и будет.


- Это фигурально выражаясь, я надеюсь?

- Конечно. Он сказал однозначное «да», но слово свое не сдержал. В нашем недавнем разговоре я ему так и сказал: «В конфликте мы оба виноваты, но кто-то же первым сказал «мяу». Я выполнил все, что взял на себя: я тебя поддержал. И на комиссии сказал об этом в открытую: буду поддерживать Виктора Георгиевича Ардабьевского». 


- А он стал общаться с депутатами через вашу голову, или осуществлять неправомерные действия?

- Привожу пример. Когда председатель Счетной палаты Алеев уволился и уехал в Москву, на освободившуюся должность было четыре претендента. По идее я не должен был согласовывать кандидатуру с сити-менеджером, потому что председатель Счетной палаты у меня подписывает и отпуска, и командировки, по существу я с ним имею самый близкий контакт. Но я спросил у Ардабьевского: «Как ты считаешь, кто лучше подойдет?» Он ответил: «Я за Кузнецову». У меня было такое же мнение. Но когда я внес кандидатуру Кузнецовой, Ардабьевский заявил, что передумал. Заручившись согласием депутатов, он поставил на этот пост главного бухгалтера Собрания Рыжикову. Я сказал: «Зачем ты вмешиваешься в мои дела? Я же этот вопрос с тобой согласовал».

Далее. Когда на сессии я отказался включить вопрос в повестку дня в нарушение регламента, сити-менеджер позволил себе сделать такое заявление (цитирую дословно): «Я возмущен, это что такое? Депутаты, вы слишком много власти дали председателю! Надо ее отобрать и вернуть назад». Хотя ничего не поменялось в наших нормативных документах, в том числе последовательность включения вопросов в повестку дня. Поэтому я сказал: «Раз через комиссии не прошло, в повестку дня включать не буду». 

Точно так же я против разбазаривания городского имущества и земли. Но у нас с сити-менеджером разные точки зрения на этот счет. Вот сейчас идет суд, оспаривается продажа участка в 19 га рядом с озером Ильменским. Почему его оценили в 77 миллионов рублей, а продали всего за 5 миллионов? 


- Когда состоялась сделка?

- В марте текущего года. Из-за нее, по сути, убрали с должности руководителя комитета по имуществу и земельным отношениям Третьякова: он мешал проводить подобные сделки. 

Я считал и продолжаю считать, что у главы и сити-менеджера могут быть разные точки зрения, и голосовать мы можем по-разному. Взять, к примеру, уплотненную застройку машгородка. Ардабьевский и поддерживающие его депутаты за уплотненную застройку. А я голосую против. В данном вопросе я опять с народом и считаю, что уплотнять застройку машгородка нельзя. Там достаточно территорий, развивайся на север, вдоль дороги справа и слева. Это рабочие моменты. Но есть принципиальные. Как там у Высоцкого? «Выбирайся своей колеей». Вот я своей колеей и иду. 


Ответил за базар

- Вы принародно принесли извинения депутату Цокурю. Я не помню, чтобы кто-то решился на такой шаг.

- Это хорошо или плохо?


- Очень хорошо. Если человек признает, что был не прав, это свидетельство силы, а не слабости. Почему вам пришлось извиняться?

- Был сход в Тургояке, во время которого депутат от этого поселка Цокурь и я сошлись едва ли не как в базарной склоке. Дословно это звучало так. Обращаясь к народу, Цокурь сказал: «Войнов не руководит депутатами». Я не очень понимаю, что такое руководить - ноги им переставлять или еще что? И я ему ответил в запале: «Продажными депутатами руководят в другом кабинете». Запись этой сцены была выложена в Интернете. Ни один из депутатов не подошел ко мне с претензиями: видимо, никто не захотел признавать себя продажным. Тем нее менее, глава не имеет права говорить такие вещи.


- То есть вы извинились не потому, что кто-то обиделся на вас или подал в суд за клевету?

- Нет, некому было в суд подавать, потому что конкретных фамилий я не называл. Но два десятка депутатов сегодня на самом деле управляются сити-менеджером. И это не скрывают ни он, ни я, ни сами депутаты.


- Три четверти депутатов управляются сити-менеджером? Как вы в такой ситуации можете быть председателем Собрания?

- Спросите что попроще. Если все рычаги - и финансовые, и материальные (земля, муниципальное имущество) - находятся у сити-менеджера, то как иначе? И это, еще раз повторю, заложено уже в самой схеме. Тем не менее, я сказал, что приношу свои извинения депутатам и лично Владимиру Викторовичу Цокурю за некорректное высказывание, на которое не имеет права глава города. 



Нет мира под миасскими оливами 

- Несколько месяцев назад начался новый виток конфликта между главой и сити-менеджером. Я имею в виду ваши действия после получения информации из прокуратуры.

- Дело в том, что в документах, которые Ардабьевский подавал перед выборами сити-менеджера, Виктор Георгиевич не указал невыплаченный кредит в 23,5 миллиона рублей, который он и его супруга получили от ОАО «МЭА»: 10 миллионов взяла его жена, а еще 10 миллионов, два с половиной миллиона и один миллион - он сам, итого четыре кредита. Взял и не вернул до конца 2011 года, иначе их не надо было бы указывать: давалась информация на середину 2012 года за 2011-й. Он не указал и - как версия - думал, что это никогда не вылезет наружу. Потому как 60 процентов ОАО «МЭА» принадлежат Ардабьевскому и его жене, а гендиректором там сейчас его зять.

Действительно, в момент подачи документов факт заимствования 23,5 миллионов выявлен не был. Об этом стало известно через год. Ардабьевский уволил с поста гендиректора ОАО «МЭА» Кузнецова, с которым только что заключил пятилетний контракт. Кузнецов, якобы, пошел в суд, потому что ему не выплатили выходное пособие. 


- От него стало известно о кредитах Ардабьевского?

- Уж точно не от меня. Но это еще не все. Прокуратура усмотрела в действиях сити-менеджера конфликт интересов: он перечислил ОАО «МЭА» 8,5 миллиона рублей из городской казны на покрытие убытков по теплоснабжению. Надзорное ведомство прислало мне во-о-от такую стопку информации и написало: просим проверить факты и в случае, если они подтвердятся, принять решение. Я был обязан отреагировать. Согласно закону, если бы я не принял мер, то сам подлежал бы увольнению. Еще не хватало подставляться за чужие грехи! 

Я на сессию внес три проекта решения. Конфликт интересов заключался в том, что 8,5 миллиона рублей ушли из бюджета в принадлежащее сити-менеджеру ОАО «МЭА». По закону как только возникла такая ситуация, даже подозрение на нее, Ардабьевский обязан был поставить в известность работодателя - Собрание депутатов. Он этого не сделал. Я предложил объявить ему за это выговор. А чтобы исключить в дальнейшем конфликт интересов, при проведении сити-менеджером каких-либо действий в отношении всех аффилированных фирм он должен получать согласие Собрания депутатов. И третий момент: поскольку при поступлении на работу Ардабьевский указал неполные сведения об обязательствах имущественного характера, то в соответствии со ст. 13 федерального закона о муниципальной службе он не может быть принят на муниципальную службу и не может на ней находиться.


- Слушайте, но ведь правда некогда заниматься городом, когда такие драмы разыгрываются в розовом доме! Как при французском дворе, где бодались друг с другом кардинал Ришелье и король Людовик XIII.

- Кстати, в романе Дюма есть такой эпизод. Когда капитан королевских мушкетеров де Тревиль приходит к Людовику, тот ему говорит: «Видели бы вы усмешку его преосвященства, когда он сообщал мне об этом. Я готов был задушить его». На что де Тревиль отвечает: «Сир, не следует сдерживать порывы, которые идут от души».


Планы и перспективы

- Вы намерены баллотироваться на выборах главы в 2015 году?

- Если удастся сохранить Устав и власть будет одноглавой, то я это планировал. А если она останется двуглавой в самом худшем ее исполнении, когда выбираться будут только депутаты, то мне абсолютно ничего не светит. Я не смогу рассчитывать на ту или иную должность – ни на главу округа, выбранного из состава депутатов, ни на сити-менеджера. Это бесперспективно. 


- Куда в таком случае вернетесь, ведь филиалом ЮУрГУ теперь руководит Ирина Серко?

- Пока не знаю. Бизнеса у меня своего никогда не было, к счастью, и нет. Но я остаюсь профессором ЮУрГУ. К тому же еще два года впереди, столько воды утечет. Лично для себя я сделал такой известный философский вывод: делай, что должно, и будь, что будет! 


Расспрашивала Ольга Айзенберг, u24


Редакция сайта U24.ru готова предоставить слово и другим участникам конфликта властных структур в Миассе.



Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Комментарии 2

  12:05, 24 сентября 2013
  Иосиф
ИВВ опять всех перехитрил )))
  12:45, 26 сентября 2013
  Вася
Это точно!!!
 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru