10 вещей, которым до сих пор не учат в школах. А должны бы

10 вещей, которым до сих пор не учат в школах. А должны бы

Математики, истории и географии уже недостаточно.


Психолог Людмила Петрановская считает, что взрослые — и школа в том числе — готовят детей к жизни в позавчерашнем мире. Похожего мнения придерживаются 40% опрошенных россиян: система школьного образования неэффективна. Она не даёт ребёнку востребованных знаний и навыков. 


Значит, пока родителям и детям придётся восполнять эти пробелы самостоятельно. Вот несколько областей, на которые стоит обратить внимание, чтобы не отстать от жизни.


1. Самоорганизация

Управлять временем, определять приоритеты, ставить цели и достигать их, справляться с прокрастинацией, формировать полезные привычки и менять вредные. Если бы всему этому учили в школе, во взрослом возрасте мы наверняка работали бы эффективнее, успевали больше, уставали меньше и в целом жили более насыщенной жизнью.


Хорошая новость в том, что у современных родителей есть книги, которые помогут объяснить ребёнку основы тайм‑менеджмента. И у школьников, которые хотят научиться этому самостоятельно, — тоже. Кроме того, взрослые могут адаптировать и показать ребёнку те принципы личной эффективности, которые используют сами.


2. Финансовая грамотность

Только 17% россиян считают себя финансово грамотными. Например, по данным Национального агентства финансовых исследований, семейный бюджет ведут меньше половины опрошенных, 40% хранят накопления в наличной форме и почти ничего не знают о банковских услугах, начислении комиссий и так далее. 


Причина этого — в полном отсутствии уроков финансовой грамотности в школах.


Родители, которые не обладают нужными знаниями и навыками, тоже мало чему могут научить ребёнка. 73% респондентов не привлекают детей к планированию расходов. Только треть родителей регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с финансами. Хотя те уже вовсю тратят деньги, а иногда даже и зарабатывают сами. 


А значит, уже должны знать, как вести учёт финансов, планировать бюджет и делать накопления, на чём и как можно сэкономить, почему мы платим налоги и как получить налоговый вычет, для чего нужны банки и как выбрать банковский продукт или услугу.


Если родители не могут объяснить этого самостоятельно, можно записать ребёнка на курсы финансовой грамотности для детей и подростков — в некоторых городах такие есть. Или же прочитать вместе с ребёнком книгу об управлении финансами.


3. Сексуальная грамотность

Большинство россиян считает, что детям нужно сексуальное просвещение. Правда, школе в этом вопросе доверяют только 30%. И 61% уверены, что в основном следует говорить с ребёнком не о контрацепции, уважении к партнёру, безопасности, комфорте и удовольствии, а о нравственности.


Уроков полового просвещения в российских школах до сих пор нет (а зря, ведь они как раз могли бы снизить риск раннего начала половой жизни), и вокруг этой темы разворачиваются нешуточные войны с участием родителей, учителей, духовенства и политиков. 


А между тем в 2018 году Россия возглавляла список стран по числу новых случаев заражения ВИЧ. В 2019‑м число инфицированных превысило 1 миллион человек, и половой путь передачи вируса остаётся доминирующим. 


Кроме того, 20 из 1 000 девушек становятся мамами до совершеннолетия, что неудивительно: даже некоторые взрослые в качестве метода контрацепции используют прерванный половой акт.


Без грамотного полового просвещения дети будут черпать знания из не самых надёжных источников, например у сверстников или из порнографии, которая имеет мало общего с сексом между живыми людьми. Исследования говорят, что просмотр порно провоцирует жестокость по отношению к женщинам (от 37 до 80% таких видео содержат сцены насилия) и создаёт нереалистичные представления о человеческом теле вообще и о половых отношениях в частности.


Средний возраст начала половой жизни в России — 16–17 лет, поэтому чем раньше взрослые начнут говорить с детьми о сексе, тем выше шанс уберечь их от проблем: ИППП, ранней беременности, насилия.


4. Гармоничные отношения

В российских школах уже какое‑то время планируют ввести уроки семейной жизни. Учебник по этому предмету написали священник и монахиня. Авторы опираются на православную идеологию, а не на мнение психологов, сексологов, социологов и врачей.


О том, как строить гармоничные и равноправные отношения с партнёром, уважать друг друга, делить домашние обязанности, решать проблемы в школах не говорят. О том, что делать при травле или невзаимной любви, тоже. 


Впрочем, как и о дружбе, взаимодействии родителями и учителями, ведении дискуссии и отстаивании своей позиции. А жаль: такие уроки помогли бы избежать многих проблем и переживаний.


5. Забота о себе

Во всём мире депрессия — одна из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди несовершеннолетних. При этом подростковые проблемы с психикой часто игнорируют, а к жалобам не относятся серьёзно, списывая их на возраст.


Уроков о ментальном здоровье в школе тоже не проводят. Никто не учит проживать негативные эмоции и говорить о них, справляться со стрессом и трудностями переходного возраста, выплёскивать свои чувства так, чтобы не ранить ни себя, ни окружающих.


Дети не только не получают помощь от взрослых, но даже не понимают, что с ними происходит и как это «лечится».


Забота о собственном психическом здоровье и благополучии вообще для нашей культуры не характерна. 


Но родителям, которым эта тема небезразлична, стоит почаще общаться с детьми об их чувствах. А если у ребёнка всё же возникли сложности или вопросы — не побояться отвести его к специалисту.


6. Работа по дому


Уроки труда в российских школах по‑прежнему гендерно окрашены. 


Девочки пекут печенье и шьют фартуки, а мальчики делают табуретки, выжигают по дереву и едят печенье, испечённое девочками. Такая же тенденция сохраняется и вне школы: девочку не принять в кружок по анимации и отправить заниматься рукоделием.


Но подобное разделение, во‑первых, поддерживает вредные гендерные стереотипы, а во‑вторых, просто бессмысленно. 


Любому человеку, вне зависимости от пола, не помешало бы научиться работать по дому: готовить, убирать, прибивать полки, клеить обои.


7. Кибербезопасность

Люди до сих пор потрясающе наивны: не знают правил обращения с банковскими картами, доверяют сомнительным продавцам товаров и услуг, даже попадаются на совсем уж бородатые разводы вроде «бесплатной» косметической процедуры. 


Дети и подростки, у которых есть хоть какие‑то карманные деньги, тоже могут оказаться жертвами мошенников. Например, купить несуществующую вещь или проиграть деньги на ставках.


Поэтому неплохо было бы рассказывать ребёнку о схемах, которые используют преступники, о том, как не попасться на их уловки, как обращаться с банковскими картами и так далее.


Кроме того, очень важно донести до детей, что личные данные нужно хранить в тайне, пароли от различных аккаунтов должны быть сложными, а к незнакомцам, которые пытаются общаться с тобой в интернете, стоит относиться с подозрением.


8. Умение учиться


По прогнозам экспертов, рождённым после 2010 года людям придётся учиться всё время и за жизнь сменить до пяти видов деятельности. Чтобы эффективно с этим справиться, зубрёжки, на которую делают основной упор в школах, будет маловато.


Нужно уметь выбирать учебные материалы и проверять достоверность источников информации, ставить цели, планировать, распределять нагрузку, оценивать собственные знания, искать возможности для их применения. 


Сделать первые шаги в этом направлении поможет, например, популярная на Coursera программа «Научись учиться» от Калифорнийского университета. Курс бесплатный, есть русские субтитры.


9. Программирование

К 2030 году больше 800 миллионов человек по всему миру могут остаться без работы. В основном это люди, занятые физическим трудом, водители, кассиры, административный персонал. 


Зато появится множество новых профессий. И большинство из них будет так или иначе связано с инженерией и разработкой. К тому же навыки программирования пригодятся не только техническому специалисту, но и гуманитарию: для обработки и анализа больших объёмов данных или автоматизации рутинных задач.


В школах планируют ввести уроки программирования и робототехники, но, пока их нет, можно записать ребёнка на очные или дистанционные курсы или купить ему учебник, написанный интересным и доступным языком.


10. Маркетинг, бизнес, самопродвижение


В начале 2019 года в России было зарегистрировано 387 несовершеннолетних индивидуальных предпринимателей. 


Подростки интересуются бизнесом, а иногда даже добиваются в нём успеха, ведут блоги и выкладывают в интернет своё творчество. Так что им очень даже пригодятся знания о том, как составить бизнес‑план, продумать рекламную стратегию, сформировать личный бренд или настроить таргетированную рекламу.


Ну и конечно, взрослому человеку, в которого рано или поздно превратится школьник, навыки ведения бизнеса и самопродвижения тоже будут очень полезны. 


Только учиться этому пока придётся самостоятельно — на курсах, из книг и блогов маркетологов и бизнесменов.


По материалам Лайфхакер

Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Комментарии 1

  20:34, 13 марта
  Васян
Короче, раскладываю по полочкам, как есть.
1. Самоорганизация
По ФГОС это прописано.
2. Финансовая грамотность
Опять таки, все по принятым ФГОС это есть. Нет тех, кто может это преподавать.
3. Сексуальная грамотность
Большинство россиян считает, что детям как раз таки НЕ нужно сексуальное просвещение. Статистика с потолка.
4. Гармоничные отношения
Должны закладываться в семье. Никакая посторонняя тетенька их не привьет. Тем более не стоит забывать, что учебник, написанный православными авторами, не совсем подойдет для мусульман и представителей других религий. Да и в курсе ОДНКНР гармоничные семейные отношения раскрываются очень даже пОлно.
5. Забота о себе
Здесь должны работать социально-психологические службы школы и СШМ (службы школьной медиации), а также кураторы случая.
6. Работа по дому
Уроков труда скоро в школах не будет совсем. А говорить в России про гендерные стереотипы, как и про гендер в целом, с учетом нынешней ситуации смешно. Россия еще не одно поколение будет крайне консервативна и жестко линейна в таких вопросах.
7. Кибербезопасность
Сейчас этот вопрос активно прорабатывается. Как и проблема кибербуллинга.
8. Умение учиться
Спорный вопрос.
9. Программирование
Это не поможет. Да и России еще долго нужно развиваться, прежде чем здесь эти вопросы станут актуальны. Да и программирование на уроках информатики, если учитель толковый, преподается.
10. Маркетинг, бизнес, самопродвижение
387- это очень мало. Для России данный вопрос – не проблема. Большинство подростков (во всем мире!) сейчас не интересуется ничем. Они очень инфантильны и безграмотны – вот в это, как раз, и есть настоящая проблема.
 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru