9 мая на U24: лошадь, голод и Сталинградская битва

9 мая на U24: лошадь, голод и Сталинградская битва

Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой… Строчка из известной песни попадает в самую цель – Великая Отечественная война из каждой советской семьи забрала мужа, отца или сына, а чаще всего и всех сразу. Через ужасные годы войны и горе потери пришлось пройти и жительнице Чебаркуля Нине Черняевой, которая в пять лет узнала, что такое голод, работа и смерть.

Сегодня Нина Васильевна Черняева, урожденная Шешина, с легкой скорбью вспоминает события почти 80-летней давности. Когда началась война, ей только исполнилось пять лет и, несмотря на юный возраст, детская память крепко зацепила страшные годы.

Росла маленькая Нина в полной и многодетной семье в деревне Ивановское, Ярославского района. Главная опора их дружного коллектива был отец – высокий, статный и веселый мужчина, который часто баловал своих четверых детей – 10-летнего Алексея, 7-летнюю Люсю, 5 – летнюю Нину и 2-летнего Сашу.

- Одно из самых ярких воспоминаний детства, это как мы все ездили с отцом на картошку. Сядем почти всей ребятней на телегу и веселимся всю дорогу. И хотя, вроде бы работать отправились, но отец всегда превращал эти поездки в небольшие приключения, - вспоминает Нина Черняева.

Конец простой и тихой жизни пришел вместе с повесткой, которой отец, Василий Шешин, призывался в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, для защиты Родины от немецких оккупантов, в то время главе большого семейства было 39 лет. Тогда из небольшого села Ивановское, состоящего всего лишь из нескольких десятков домов, на фронт отправились почти все мужчины.

- Я отчетливо помню тот день, когда мы провожали отца. Было солнечно, он сел на нашего коня и поехал за пять километров, в местный военкомат, а мы, вся ребятня, бежали за ним и плакали. Он нас утешал, разговаривал и шутил. Хотя тогда у меня не было понимания того, что он идет на войну, что может не вернуться. Я просто впервые расставалась со своим отцом, - рассказывает Нина Васильевна.

В этот момент в большой семье ожидалось еще одно прибавление, провожая мужа на войну, Александра Шешина ждала еще одного ребенка. Через несколько месяцев на свет появился мальчик, которого назвали Сережей, но прожил он всего лишь 8 недель, так как судьба не дала ему шанса на жизнь. В семье, оставшейся без мужа и отца, начался голод. Мать взяла на себя всю тяжелую работу – нарубить дров, вскопать поле, починить прохудившуюся крышу, собрать урожай – все это пришлось делать Александре одной. Старший сын, 10-летний Алексей, начал работать в совхозе, зарабатывая «трудодни». Младшие дети выполняли домашнюю работу и старались помочь, чем могли. Но многого от малышей ждать не приходилось. Очень выручала домашняя скотина и лошадь, которая вернулась домой, после того как отвезла отца на сборный пункт.

В середине 1942 года в семью пришло известие – Василий Шешин был ранен и находится в госпитале под Сталинградом. Глава семейства в письме звал навестить его на больничной койке.

- Мама не поехала туда, она написала ему, как она поедет с четырьмя детьми на руках, да еще хозяйство бросить бы пришлось, а это в военные годы смети подобно. У нас и так еды вдоволь не было, - делится жительница Чебаркуля Нина Черняева.

За это решение Александра Шешина будет корить себя всю жизнь. Спустя несколько месяцев Василия Ефмовича, уроженца деревни Ивановское Ярославского района, выпишут из больницы и вновь отправят на фронт в Иловлинский район Сталинградской области. 13 января 1943 года отец, муж и сын будет убит в бою, «проявив храбрость и мужество», как сообщал в похоронке чужой почерк. Василия Шешина, вместе со многими другими бойцами Красной Армии, похоронили в братской могиле возле Совхоза №1. Он погиб в одном из самых кровавых сражений Второй Мировой, которое стало переломным моментом в войне.

- Когда мы получили похоронку, во дворе нашего дома собралась почти вся наша небольшая деревня. Все просто стояли и плакали. Мой отец был один из нашего села, кто погиб. Остальные вернулись, двое мужчин пришли без одной ноги, но все равно пришли к своим родным! Мы же остались без отца, мама больше так и не вышла замуж, посвятив всю себя нам, детям, - рассказывает Нина Черняева.

Сегодня Нина Васильевна осталась единственная в живых из всех детей Василия Шешина, именно у нее хранится тот самый клочок бумаги, который сообщил, что погиб ее отец и маленькая черно-белая фотография. Этот снимок был сделан почти перед отправкой на фронт и это единственный образ Василия Шешина. И 9 мая, как и в пошлые годы, эта фотография будет пронесена его правнуками в рядах «Бессмертного полка», и память о нем не будет забыта, потому что каждый из них, кто погиб на полях сражений «должен идти победным строем в любые времена».



Ирина Волик


Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru