В Миассе среди коттеджей поселка Лесной-2 установлен памятник Ленину. Бетонный вождь пролетариата стоит на пересечении улиц Монастырской и Звездной, соседствуя с великолепными жилыми строениями…
Инициаторы затеи, видимо, решили отдать дань своим политическим пристрастиям. Они привезли памятник из Златоуста, где он был демонтирован и брошен, отреставрировали, в основании уложили плитку, а затем открыли с элементами торжественности и официоза.
Верующие оскорбились
Узнав об этом прелюбопытном факте, некоторые миасцы негативно отнеслись к увековечиванию памяти Ильича на территории, запомнившейся совершенно иными событиями. С середины 40-х годов позапрошлого века по 1924 год здесь находился старообрядческий женский монастырь. Памятник тому, кто насаждал в стране воинствующий атеизм, дал отмашку на разграбление храмов, репрессии против священнослужителей и монашествующих, оскорбляет чувства православных верующих, их память об этом святом месте.
…Когда по дороге из поселка Динамо подъезжаешь к златоустовскому тракту, справа открывается большая красивая поляна с древними соснами. Сегодня она застраивается коттеджами. Дальний ельник укрыл мхом почти сравнявшиеся с землей могилы многих монахинь.
Земский начальник в 1896 году писал, что в районе Тургояка обнаружил женский старообрядческий монастырь, выстроенный и открытый на средства миасского обывателя Кузьмы Козицина.
На пригорке, окруженном сегодня садовыми участками горожан, стояла небольшая церковь, оглашавшая окрестности чудным звоном.
"Матушка Тарсила искусна в трезвонах была, - рассказывала одна из монахинь Августа миасскому искусствоведу Виталию Жукову. - Бывало, как станет звонить в праздник, душа не нарадуется".
Эта церковь, как свидетельствует земский начальник, состояла из одной комнаты с иконостасом и престолом, жертвенником и всеми принадлежностями церковной утвари и священного облачения.
"Все делали сами, - вспоминала Августа, пришедшая в обитель 14-летней девочкой. - Хлеб сеяли, скотину держали, огород возделывали, свечи катали, рыбу в запруде ловили".
В 1907 году оренбургскому губернатору поступило заявление от членов обители с просьбой законодательно утвердить существующий монастырь под названием Миасский Никольский женский монастырь старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой митрополии. Управлялась обитель игуменьей Афанасией Мальцевой и находилась в ведении совета миасской старообрядческой общины. В среднем численность монахинь составляла 30 человек.
Среди инокинь были выходцы из уважаемых семей горожан, женщины купеческого и дворянского происхождения, весьма образованные. Матушка Евгения, к примеру, в стенах монастыря написала богословский труд, который спустя немало лет был представлен в экспозиции «Культура и религия» в краеведческом музее. С умиротворением и радостью предавались тут молитвам и ученым занятиям скрывавшиеся от преследований иерархи старообрядчества с Урала и Сибири. А епископ пермский и тобольский Антоний завершил здесь свой земной путь.
Потаенная лесная обитель не одно десятилетие служила духовной опорой для немалой части миасцев. К числу заметных дел общины можно отнести открытие при Миасском заводе старообрядческой иконописной мастерской и воскресной школы для старообрядцев.
После закрытия монастыря без крова и привычных занятий остались около 60 его обитательниц. Часть разъехалась по действующим в стране скитам и монастырям. Оставшиеся в Миассе влились в старообрядческую общину, духовно ее укрепив. Матушки, как их любовно называли прихожане, были сильны в древнерусском знаменном пении. Они составили основу церковного хора, который вскоре стал одним из лучших на Урале. Они катали свечи, изготавливали лестовки (ременные четки) и другие предметы богослужебной утвари. Благодаря их усилиям закрытая в 1935 году старообрядческая церковь в 1982-ом была отстроена вновь. Община же не прекращала существования ни при Сталине, ни при Хрущеве, ни при Брежневе: запреты властей не сломили волю монахинь и их окружения.
В мирской жизни инокини были также уважаемы и чтимы. Матушка Нона, например, работавшая на швейной фабрике, числилась в передовиках, неоднократно поощрялась. В ведении приусадебных хозяйств «кержачки» могли дать фору любой крестьянке. Но более всего восхищали в них скромность, смирение, милосердие.
И теперь рядом со всем этим, хранимом в памяти многих миасцев и увековеченном в названии улицы, возник образ ярого богоборца.
Памятник не богоборцу, а истории
А как к этому факту относятся жители поселка?
- Мой сосед - один из руководителей златоустовского предприятия "Монолит" Виктор Макеев - и его коллеги по работе нашли где-то в Златоусте сваленный и разломанный памятник Ленину, - рассказал предприниматель Владимир Дьячков, дом которого стоит напротив памятника. - У владельцев домов, прилегающих к этому перекрестку, в том числе у меня, спрашивали разрешения поставить его здесь. Я не возражал. Но мне известно, что мнения жителей поселка разделились. Кому-то представляется, что памятник Ленину оскорбляет чувства православных верующих, потому, дескать, что поставлен на улице Монастырской. Понять этих людей можно. Но, с другой стороны, в любой развитой цивилизованной стране уважают свою историю, какой бы она ни была. Памятник Ленину в Лесном-2, это, как я понял из бесед с инициаторами сооружения, не проявление политических взглядов или почитание вождя мирового пролетариата. Нашелся бы памятник царям Николаю или Александру, и его, наверное, поставили бы поблизости как напоминание потомкам об исторических вехах. Это памятник российской истории. С таким же уважением к ней жители поселка обустроили Монастырский родник неподалеку, поставили возле него поклонный крест. Будем толерантны, надо уважать мнение и инициативы других людей, если они не идут в разрез с законом, не наносят кому-либо имущественный вред. Насколько я знаю, правление кооператива не возражало против возведения памятника. Кстати, он установлен не на общественной земле, а на краю участка, принадлежащего соседу напротив. Столб с линией электропередачи передвинули, а вот опору с газопроводом, наоборот, для большей безопасности оградили площадкой.
- Когда возводили памятник на пересечении улиц Монастырской и Звездной, меня в известность не поставили, не спросили разрешения у правления кооператива, - утверждает председатель кооператива Игорь Якупов.- Но, может, этого и не надо было делать, так как памятник ставили на частной земле. Опасности для газопровода и электролинии нет. Я знаю, что не все жители поселка с восторгом отнеслись к затее инициаторов. Но ведь Ильич в таком виде уже никому не страшен, никакого вреда не принесет. Может, наоборот, пробудит у молодежи интерес к истории.
Валерий Еремин
U24.Ru - Новости Миасса