Апрель 1994 года, Нью-Йорк. Участник автопробега "Лондон — Нью-Йорк: по суше" Владимир Глебов с флагом УралАЗа у здания ООН
А на пятом континенте, в Антарктиде, сейчас трудится подготовленный им автомобиль.
О чем бы ни говорил Владимир Глебов, обязательно свернет на "Уралы" и завод:
- В Гватемале был. Хорошая страна, интересная. Там у нашего автомобиля прекрасные перспективы…
Уходящий год стал для Глебова знаменательным: в марте ему исполнилось 60 лет, а в мае он уволился с работы. Но такие люди, как он, навсегда останутся золотым фондом автозавода. Не будучи директором или главным конструктором, он сыграл огромную роль в судьбе уральского грузовика.
Из династии Глебовых
В энциклопедии АЗ "Урал" на 76-й странице - две статьи о Глебовых, отце и сыне. Виктор Михайлович в разное время руководил автотранспортным и железнодорожным цехами. Его сыновья выросли среди постоянных разговоров о заводе, поэтому их судьба с детства была предрешена.
- В 14 лет, - вспоминает Владимир Викторович, - я первый раз сел за руль "Урала". Ездить учился на этом грузовике.
Младшие в семье – всегда "хвостики" старших. Когда брат в 1967 году устроился на завод водителем-испытателем, Владимир постоянно увязывался за ним.
Тогда, в 60-х годах прошлого века, весь завод был нацелен на создание армейского грузовика "Урал-375". Испытания автомобилей проводились в три смены, в разных климатических условиях, в горах и на болотах, в пустынях и тайге. Но зато, убежден Глебов, тот самый "Урал" в модернизированном виде до сих пор является единственным в мире автомобилем, который сочетает в себе три основных качества армейского грузовика - простоту в эксплуатации, надежность и относительно невысокую цену. С ним можно держаться на различных рынках еще лет 30, потому что он надежно защищает жизнь солдат, способен работать в самых сложных дорожных условиях и за счет высокой ремонтопригодности всегда возвращается на базу.
Водителем-испытателем Глебов стал в 1972 году, отучившись в автотехникуме и отслужив в армии. Много лет на адской жаре и жестокой стуже учил "Уралы" ездить по бездорожью.
2011 год. Начальник Главного бронетанкового управления генерал-майор Александр Шевченко вручает Владимиру Глебову нагрудный знак Минобороны РФ "За создание военной техники"
Два в одном
В 80-х годах начались его "зарубежные турне". В 1982-м УралАЗ (теперь это уже не секрет) для выполнения гарантийных обязательств по обслуживанию "Уралов" командировал большую группу заводчан в Народную республику Ангола. Там в то время шла гражданская война.
Сначала завод посылал в Анголу инженеров. Но многим из них не хватало практических навыков: они не умели крутить гайки и не знали, например, как разобрать ступичный узел. Два в одном не получилось. С тех пор для гарантийного обслуживания автомобилей за границу, как правило, ездили инженер в качестве мозгового центра и механик, который крутил гайки.
А Глебов – специалист универсальный. За годы работы водителем-испытателем изучил машину, как пять своих пальцев. А еще он умеет выстроить цепочку причинно-следственных связей и поставить диагноз сломавшемуся автомобилю. На протяжении 30 с лишним лет завод постоянно использует его знания и умения.
"Конек" уральского специалиста
2002 год, Уругвай. Президент страны Хорхе Батлье с заводским сувениром, который ему вручил Владимир Глебов.
В 90-х годах УралАЗ активно осваивал латиноамериканский рынок. Интерес к уральским грузовикам проявили Чили, Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Мексика, Уругвай, Гватемала, Аргентина, другие страны далекого от Миасса материка. Здесь пришлись ко двору все глебовские таланты: способность к языкам, природная общительность, умение продемонстрировать на бездорожье лучшие качества уральского грузовика, отремонтировать машину. И даже склонность к педагогике.
В Уругвае, куда автозавод в 2002 году поставил 200 грузовиков, ему пришлось обучать водителей и механиков эксплуатации и ремонту.
- Техническая грамотность персонала в армии была очень низкой, - рассказывает Владимир. - Да и форма эксплуатации у них совсем другая. У нас шоферов испокон веков учили быть водителями и механиками, чтобы при необходимости могли починить автомобиль в дорожных условиях. Ведь если в военное время с машиной что-то случится, ты не будешь звонить Васе: "Приезжай, у меня сломался грузовик на линии". А в Уругвае водитель только управляет автомобилем. Он даже лампочку в фаре поменять не умеет, не может объяснить толком механику, в чем проявляется неисправность: ну, бренчит что-то там и бренчит, пока не отвалится капитально.
В декабре 2003 года корреспондент "РИА Новости" Александр Игнатов передавал из Монтевидео: "Теоретические занятия совмещаются с работой по восстановлению автомобилей – "коньком" уральского специалиста Владимира Глебова. За полгода у него прошли обучение три группы уругвайских механиков. Они самостоятельно восстановили 10 чуть было не выкинутых на свалку машин".
- Не 10 автомобилей восстановили, а 17, - поправляет корреспондента Глебов. - Машины имели небольшой пробег, но их на самом деле хотели сдать в металлолом, потому что они были частично разобраны на запчасти и не эксплуатировались из-за отсутствия опыта ремонтных работ.
13-летняя вахта
В Уругвае Глебов работает "вахтовым методом" уже 13 лет.
-У меня, - говорит, - года еще не было, чтобы я туда не слетал. Учу, обслуживаю, ремонтирую. Ручки как были грязными, так и остались.
В 2002 году под его руководством 40 уругвайских механиков готовили к отправке в Африку 20 уральских грузовиков. Они предназначались для батальона сухопутных сил Уругвая, который под эгидой ООН обеспечивал порядок в Конго.
В прошлом году уругвайцы поручали Глебову подготовку "Урала-43206" для работы в Антарктиде. Грузовик предназначался для транспортировки грузов, обеспечивающих жизнедеятельность принадлежащей Уругваю научной базы "Артигас". Автомобиль традиционно защитного цвета перекрасили в ярко-оранжевый, для устойчивого хода по снегу укомплектовали специальными шинами, снабдили незамерзающими при максимально низких температурах техническими жидкостями и установили крановый манипулятор грузоподъемностью 4 тонны. 1 ноября 2012 года самолет доставил "Урал" на Южный Полюс.
Газета "Уральский автомобиль" 2 февраля 2013 года опубликовала рассказ о работе "Урала" в Антарктиде
В этом году Владимир Викторович снова летал в Уругвай: учил на очередных курсах служащих Министерства внутренних дел, ВМФ и Сухопутных войск. А всего за годы командировок он подготовил для силовых структур этой страны свыше 300 специалистов!
Судьба Владимира хранила
Глебов трепетно относится к "Уралу", потому что он не раз вызволял его из серьезных переделок. В Анголе, где Владимир провел два года, стреляли днем и ночью, и до соседнего дома можно было добраться только на машине.
В Эквадоре он проводил демонстрационные испытания на расположенном в болотистой местности полигоне Министерства обороны. И никто из военных контролеров не предупредил его: поле "начинено" противотанковыми минами. Просто эквадорцы не ожидали, что "Урал" способен пройти там, где раньше вязли другие автомобили.
Крайне опасным делом были испытания в Колумбии. Так называемые "красные зоны" контролируются там повстанцами. Правительственные войска могут проезжать их только в светлое время суток и на скорости, иначе наркомафия церемониться не будет: расстреляет. Надежность техники там - вопрос жизни и смерти.
- Война в Колумбии между правительственными войсками и наркобизнесом длится уже очень давно, - рассказывает Владимир Глебов. - За 22 года моих поездок туда мало что изменилось.
Но "Урал" всегда вывозил его из опасных зон.
Ноябрь 2010 года, Ливия. Глебов в составе небольшой группы автозаводцев помогал обслуживать переоборудованные бензиновые "Уралы БМ-21" за три месяца до ввода в эту североафриканскую страну натовских войск
В 2011 году завод командировал Глебова в Венесуэлу. Здесь ему пришлось не только обслуживать закупленные армией машины, обучать водителей и механиков, но и готовить их к параду в честь 200-летия независимости страны.
5 июля 2011 года. Каракас. "Урал" на военном параде в честь 200-летия независимости Венесуэлы
Машины прошли хорошо. Но в Венесуэле Владимир уже был в 90-ые годы. Страна запомнилась ему абсолютно спокойной и безопасной. В одиночку можно было ходить даже в бедных кварталах, где Глебов помогал семьям знакомых рабочих ремонтировать машины, автобусы. Вернувшись в Венесуэлу через 20 лет, он страну не узнал. По улицам Каракаса сегодня днем не пройдешь: ограбят и никто на помощь не придет. Даже на компанию из нескольких человек могут напасть. Автозаводцы жили и в столице, и под Каракасом были в некоторых городах, но их всегда охраняли. Один раз ездили на пляж, огороженный колючей проволокой и с военными на вышке. Такой вот отдых на Карибском море!
Не туристы мы
Верная спутница Глебова – жена Ольга несколько раз ездила с ним в длительные командировки в Уругвай. Сейчас работает в детском саду музыкальным руководителем.
Его заграничным командировкам многие завидовали: мол, и мир можно посмотреть за счет предприятия, и подзаработать. Так ли это?
- За границей заработок такой же, как на заводе, - ответил Глебов на мой бестактный вопрос. - Да, давали командировочные. Когда с женой в длительную командировку ездил, в месяц получали 1200 долларов. Из них 700 уходило на проживание и питание, остальное удавалось сэкономить. Но в России в то время можно было заработать гораздо больше за восьмичасовой рабочий день. А за океаном приходилось трудиться с 8 утра и до 18 вечера шесть дней в неделю, включая все субботы. Нет, загранкомандировки сейчас не выгодны. В советские времена я за год зарабатывал на "Волгу", потому что получал за границей раз в 10 больше, чем дома. Поэтому мало кто из специалистов соглашается сейчас ехать надолго за тридевять земель и заниматься там очень ответственным делом за небольшие деньги. На чужбине ведь еще и психологически тяжело: сидишь, как в тюрьме, в отрыве от родственников и друзей.
Чили, сентябрь 2003 года. Ольга Глебова участвовала в испытаниях, организованных чилийскими военными в самой сухой пустыне мира – Атакаме.
А плинтуса подождут…
Экстремальные ситуации, без которых не обходятся испытания автомобилей, авиаперелеты, резкая смена часовых и климатических поясов, длительные перегрузки не могли не сказаться на его здоровье. Владимир Викторович перенес несколько операций, в том числе на сердце.
В марте Владимиру Глебову исполнилось 60 лет. В мае он ушел на заслуженный отдых. Но отдыхал недолго: через три месяца его позвали на завод и отправили в Уругвай. Вернулся только в октябре. Сетует: "По дому ничего делать не успеваю, ни картошку выкопать, ни плинтуса прибить".
Плинтусам, видимо, придется подождать. Хозяина дома вновь позвали на работу: сейчас он учит представителей заграничного заказчика.
Водитель-испытатель Владимир Глебов способствовал продвижению уральского грузовика в 17 странах мира
Награды Владимира Глебова
1981 год - орден "Знак Почета"
1986 год - орден Трудового Красного знамени
2002 год - почетный знак "Ветеран УралАЗ"
2005 год - почетное звание "Заслуженный машиностроитель России"
2011 год - нагрудный знак Министерства обороны РФ "За создание автомобильной техники"
2011 год - избран в Зал трудовой славы Союза машиностроителей России.
Страны, в которых Владимир Глебов демонстрировал "Уралы", осуществлял сервисное обслуживание и обучал местных специалистов
1. 1982 -1984 годы – работа в Анголе
2. 1994 год – участие в самом протяженном за всю историю автоспорта пробеге "Лондон — Нью-Йорк: по суше", проходившем под эгидой ООН. Осуществлял техническое сопровождение на автомобиле "Урал-4320" от Миасса через Берингов пролив до Нью-Йорка
3. 1999-2000 годы - участие в составе команды АЗ "Урал" в соревнованиях по трак-триалу на территории Германии, Франции, Испании, Австрии
4. 1990-2013 годы - работа в странах Латинской Америки: Чили, Бразилии, Мексике, Уругвае, Венесуэле, Гватемале, презентация автомобилей "Урал" на Кубе, в Эквадоре, Аргентине, Колумбии, Перу
5. Ноябрь 2010 года – работа в Ливии
Фото из личных архивов Владимира Глебова, Алексея Ковалева и Евгения Макеева.
Ольга Айзенберг,
U24.Ru - новости Миасса