Общественный транспорт является одним из важнейших элементов современной городской инфраструктуры. Людям необходимо постоянно передвигаться как внутри города, так и за его пределами, преодолевать расстояния и оказываться в нужном месте в нужное время. Это жизненная необходимость современного человека.
К общественному транспорту относят те его виды, которые предназначены для перевозки людей в количестве от 10 человек за определенную плату и курсируют по закрепленным маршрутам. По видам общественный городской транспорт можно разделить на:
автомобильный - автобусы, маршрутные такси;
наземный электрический - городские электрички, трамваи, троллейбусы;
подземный электрический - метро.
Проблемы перевозки пассажиров существуют в большей или меньшей степени в каждом городе. С развитием городов увеличиваются потоки транспорта. Ухудшается экология, возрастает загруженность дорог.
Качественное транспортное обслуживание населения является одной из важнейших составляющих уровня жизни населения и приоритетной задачей социально-экономического развития муниципального образования.
Обязанность организации транспортного обслуживания населения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению в границах муниципального образования возложены на местные органы власти.
Маршрутом называется оборудованный путь следования общественных транспортных средств между начальным и конечным пунктами по утвержденному расписанию. Совокупность маршрутов составляет маршрутную сеть. Начальные и конечные пункты на маршруте называются станциями. Все маршруты характеризуются протяженностью, числом остановочных пунктов и средним расстоянием перегона. Перегон — участок дороги между смежными остановочными пунктами маршрута.
Интервал движения транспорта — это время (в мин.) между прибытием на остановочный пункт следующих один за другим транспортных средств.
На городских маршрутах с интенсивным движением остановочные пункты, как правило, размещают за перекрестком. Затраты времени пассажиров на подход к остановочным пунктам в городах не должны превышать 15 мин.
Муниципальные образования расширяются и растут в разные стороны с небывалой скоростью, разворачиваются новые микрорайоны, расширяется индивидуальная жилая застройка, а сложившиеся маршруты общественного транспорта не спешат изменяться, хотя очевидно, что перемены им необходимы. Немаловажное значение имеют и дорожные условия. Для пуска маршрутного автобуса на дороге должны быть обустроены заезды, остановки, конечные остановки, оборудованные должным образом.
Для решения вопроса внесения изменений в существующую схему организации движения необходимо направить заявление в местную администрацию с обоснованными предложениями по продлению, изменению и введению новых маршрутов. В заявлении требуется указать целесообразность открытия, изменения или закрытия маршрута, например, удаление остановок от населенных мест, доступность школ, магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной сферы, загруженность имеющихся маршрутов, либо другие факторы.
Срок рассмотрения заявления составляет 30 дней.
Предложение по открытию и изменению маршрута рассматривается комиссией по организации транспортного обслуживания населения. После принятия положительного решения местной администрацией готовится и вносится изменения в муниципальный правовой акт об утверждении внутримуниципальной маршрутной сети городского пассажирского транспорта. После внесения соответствующих изменений комиссия рассматривает вопрос о проведении конкурса на право заключения договора на обслуживание внутримуниципального маршрута по маршрутной сети муниципального образования.
Также местной администрацией совместно с ГИБДД проводится обследование маршрута для решения вопроса изменения существующих маршрутов в соответствии с потребностями горожан, определяются соответствие трассы маршрута установленным техническим требованиям, а также учитываются мероприятия, которые необходимо выполнить до открытия маршрута: ремонт участков проезжей части, сооружение конечных станций, оборудование посадочных площадок, дополнительные меры по обеспечению безопасности движения со стороны ГИБДД.
Маршрут открывается после устранения всех выявленных недостатков.
Закрытие маршрута допускается при отсутствии потребности в перевозках и при реорганизации маршрутной системы, ее рационализации. При изменении потребности в перевозках в микрорайонах, расположенных рядом с трассой действующего маршрута, маршрут можно изменять. Закрытие и корректировка маршрутов производятся после технико-экономического обоснования. Закрытие и корректировка муниципальных маршрутов производятся транспортным органом местной администрации.