Задания по математике вызывают тревогу, а порой и просто панический ужас.
Ученые Российской академии образования провели исследование, показавшее, что только у 47% российских школьников 5-11 классов нет математической тревожности – чувства напряжения и тревоги, которое мешает не только решению математических задач, но и оперированию числами в самых разных повседневных жизненных и академических ситуациях.
При этом отдельные проблемы отмечаются у 28,5% (средне-тревожные) ребят, а у 24,5% – ярко выраженная математическая тревожность (и 8% из них требуют особого внимания). Ученые отмечают, что высокая тревожность чаще наблюдается у девочек (27%), чем у мальчиков (22%).
«В современном технологическом обществе возрастает роль математических знаний не только в академических и профессиональных успехах каждого человека, но и в инновационном развитии самого общества. Математические навыки считаются одной из ключевых компетенций, необходимых для обучения на протяжении всей жизни, а их низкий уровень в начале обучения предсказывает низкую успеваемость по математике в будущем. Поэтому крайне важно выявить факторы, которые снижают успеваемость школьников по математике», – отметил академик РАО Сергей Борисович Малых, под руководством которого проводится исследование.
Ученые поясняют, что математическая тревожность является одним из факторов, негативно влияющих на школьные достижения в точных науках. Повышенная математическая тревожность может приводить к избегающему поведению, когда даже способные учащиеся стараются избежать дисциплин и профессий, связанных с математикой. Она также может стать одной из причин, по которой молодые люди не выбирают высокотехнологичные профессии, ограничивая свои карьерные перспективы.
Специалисты отмечают, что благодаря своевременному выявлению повышенного уровня математической тревожности, педагоги, родители и психологи смогут снизить ее негативные последствия в ходе обучения.
Участие в изучении выраженности и распространенности математической тревожности у современных российских школьников приняли 6426 учащихся 5-11 классов из 7 федеральных округов нашей страны. Для оценки этого явления была впервые использована русскоязычная скрининговая методика «Сокращенная шкала математической тревожности» (СШМТ), разработанная учеными специально для этого исследования.
Фото: из архива редакции