Госдума 28 февраля в третьем чтении приняла закон, запрещающий рекламу у иноагентов. В случае его несоблюдения предусмотрены меры как для иноагентов, так и для рекламодателей. В реестре Минюста находится 769 человек и организаций.
Поддержка документа стала единогласной, 402 голоса в поддержку. С текстом в окончательной редакции можно ознакомиться здесь.
«Надо для себя определиться: либо ты со страной — откажись от зарубежного финансирования, выйди из статуса иностранного агента и тогда получай средства внутри страны. Но нельзя охаивать страну за деньги из‑за рубежа и собирать здесь средства от рекламы», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Кто такие иноагенты
Любые физлица (или объединения лиц) вне зависимости от гражданства, организационно-правовой формы и юрисдикции, а также иностранные структуры без образования юрлица, участвующие в политической деятельности в России и получающие иностранное финансирование.
Поддержка иностранного источника может выражаться в предоставлении не только денежных средств, но и организационно-методической, научно-технической и другой помощи.
Что меняется в законе
Закон запрещает российским гражданам и отечественным компаниям независимо от форм собственности размещать любую рекламу на ресурсах иностранных агентов. Запрет распространятся на любые их ресурсы — сайты, блоги, социальные сети и т. д.
Кроме того, запрещается рекламировать в СМИ и интернете ресурсы самих иноагентов. Как пояснял соавтор инициативы, председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, речь идет именно о материалах рекламного характера, в частности содержащих активную гиперссылку на сайт или блог иноагента.
«При этом если, скажем, речь идет об информационном сообщении, то при наличии соответствующей маркировки — что речь в нем идет об иностранном агенте — здесь никаких ограничений нет», — уточнял парламентарий.
Ответственность за нарушение запрета
Если иноагент продолжит размещение рекламных материалов, ему грозит штраф: для граждан до 50 тысяч рублей и до 500 тысяч рублей для юрлиц.
В свою очередь, нарушение порядка деятельности иностранного агента (или учрежденного им российского юрлица-иноагента), совершенное после двукратного его привлечения к административной ответственности в течение одного года, будет наказываться уже в соответствии с УК РФ. Наказание может составить вплоть до двух лет лишения свободы.
Вопросы ответственности для рекламных компаний и СМИ также урегулированы в КоАП РФ. Так, если СМИ разместит такую рекламу, то в соответствии с ч. 42 ст. 19.5 Кодекса штраф может достигать 300 тысяч рублей. Вначале средству массовой информации поступит предупреждение о недопустимости нарушения законодательства об иноагентах.
Авторами этой инициативы стали 395 депутатов, в том числе председатель Госдумы Вячеслав Володин, а также лидеры думских фракций Владимир Васильев («Единая Россия»), Леонид Слуцкий (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ), Сергей Миронов («Справедливая Россия — За правду»). Теперь документ должен одобрить Совет Федерации и президент Владимир Путин. Законопроект вступит в силу спустя 10 дней после его подписания главой государства.
Фото: из архива редакции