Когда родителям стоит обратить внимание на проблемы с речью у ребенка?

Когда родителям стоит обратить внимание на проблемы с речью у ребенка?

Часто можно услышать, что «ребенок ленится говорить»«это он в дедушку такой, у нас все в семье молчуны», «мальчики начинают говорить позже девочек»Логопед-дефектолог Ольга Юлмухаметова из Аши рассказывает, что из этого миф, а что правда и как родителям понять есть ли проблемы у малыша и как не упустить драгоценное время в развитии речи.

Распространено мнение, что логопед и дефектолог – это одно и то же. В чем особенность этой профессии?

— Дефектология это целая наука, а логопедия — ее отрасль. Невозможна логопедия без дефектологии. Логопеды работают только с речью, а дефектолог затрагивает все высшие психические функции (внимание, память, мышление и тд.). Во время обучения в университете я проходила практику во многих учреждениях и работала с разными детьми: с нарушениями слуха, зрения, с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна, с задержкой психического и речевого развития, с гиперактивностью. Поэтому дефектолог имеет багаж знаний о разных нарушениях, и благодаря этому находит правильный путь коррекции.

Когда родителям стоит обратить внимание на проблемы с речью у ребенка? Как не пропустить «нужный» момент?

— В развитии речи есть свои этапы и периоды  у малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м), в 3-6 месяцев он много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.), в 6-9 месяцев идет подражание взрослому, формируется  произношение слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п) и в 1-1,5 года уже появляются первые слова, а к 2-2,5 годам и фразы («мама, дай»). Если один из этапов не появляется, то это уже первый звоночек  Не стоит ждать трех лет (потому что папа заговорил поздно или пойдет в садик и научится). Возможно, раньше так и было, но сейчас мир другой.

Какие факторы препятствуют нормальному развитию речи у ребенка?

— Многие факторы препятствуют развитию речи  но первое, и самое важное, — это отсутствие эмоционального общения с ребенком. Нужно озвучивать все, что происходит вокруг малыша, тем самым побуждать его к говорению. Это и есть роль родителя в развитии речи: говорить, общаться, обсуждать, читать книги.

Часто можно услышать, что «ребенок ленится говорить», «мама, папа, бабушка тоже долго не разговаривали», так ли это?

— Задержка речи ребенка может быть генетическим фактором. Поэтому если сообщают, что папа тоже заговорил в 5 лет, то мы имеем патологию в развитии речи. Если ребенка привели в раннем возрасте (до 3 лет), его можно компенсировать в норму в 90%. Если привели в 5 лет, то тут уже зависит от масштабов задержки (50 на 50). Поэтому не стоит тянуть с посещением специалиста, вы можете упустить драгоценное время в развитии речи малыша.

Есть распространённое мнение, что мальчики начинают говорить позже девочек. Это правда?

— С точки зрения физиологического развития речи, нет такого понятия, что мальчики позже, а девочки раньше начинают говорить. У каждого ребенка свои особенности развития. И девочки могут заговорить только в три года, и мальчики уже в полтора. Все это зависит от индивидуальных физиологических и психических аспектов развития ребенка.

Какие самые распространенные проблемы с речью сегодня встречаются у детей?

— Сейчас все чаще обращаются дети с задержкой речевого развития (например, в 2 года говорят только звукоподражаниями  муму, мяу, буль буль), когда уже должна развиваться фраза из двух слов (хочу пить, мама дай и тд), так же обращаются с нарушениями звукопроизношения (замена к/т кошка/тошта, замена ш/с шапка/ сапка и отсутствие звука «л» и «р», и с нарушением слоговой структуры речи (например, молоток  моток, дерево  деворе, стул — тул, капуста  капута, ананасы  нананасы).


Каковы причины речевой задержки у детей?

— Это могут быть органические причины (последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности). Кроме того, влияют тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит), наследственность, а также тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

Каковы первые шаги в работе, когда к вам приходит новый ребенок? 

— Перед посещением занятий с логопедом-дефектологом по запуску речи, важно пройти обследование неврологом, возможно, потребуются и другие врачи. Когда ко мне обращаются родители с проблемами по развитию речи у ребенка, то первое, что я делаю это назначаю диагностику. Мы смотрим на уровень речи, понимания речи другого взрослого, эмоциональный контакт с родителем/со взрослым, на развитие двигательной системы (мелкой и крупной моторики). Так же проводим пробы на внимание, память, мышление в соответствии с возрастом ребенка. Далее решается сможет ли ребёнок работать в группе или требуются индивидуальные занятия.

Как проходит занятие? 

— Сначала включаются наиболее частые слова  «дай», «на», «иди» и др., если у ребёнка их нет. Второе правило каждого занятия с малышом  активность. Мы не сидим постоянно за столом! Третье правило  эффект неожиданности. Допустим, играла с нами киса, было весело, интересно, и вдруг она исчезла (пока дети маленькие, с ними этот фокус легко «прокатывает). И мы её ищем («киса где?», зовём («киса, иди» «киса, ау!»), а потом находим («ура, киса!», «киса тут»). И в конце я обязательно даю какое-то поощрение, чтобы закрепить положительные эмоции от занятия  это мыльные пузыри или наклейка.

Какие методики вы используете при запуске речи у детей? Как понимаете, что ребенок прогрессирует?

— В логопедии применяется несколько методик, которые разработаны разными специалистами. Чаще всего мы совмещаем их, используем разные техники на занятии. Каждый месяц для ребенка проводится заключительное занятие по определенной теме, там мы закрепляем тот речевой материал, который прошли. Смотрим кто усвоил, а кому нужно еще больше повторений. А так же идет огромная обратная связь от родителей  они почти сразу замечают есть ли прогресс и обязательно делятся своими впечатлениями.

Что можете посоветовать родителям?

— Общайтесь с ребенком, играйте в речевые игры, проговаривайте все то, что происходит вокруг него. Эмоционально побуждайте его к речи, но ни в коем случае не просите: повтори, скажи. Так мы можем развить речевой негативизм. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, не упускайте драгоценное время.

Фото: Александра Смышляева, Ольга Юлмухаметова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu



Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru