В череде августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая начало сбора урожая и встречу осени.
Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского поста. Свое название он получил из-за того, что к этому времени уже обычно наши предки приступали к сбору мера, соты в ульях были переполнены. Первый урожай сладкого лакомства несли в церковь освещать. Половину оставляли там, вторую половину брали с собой и угощали им детей и нищих. Только после освящения можно было дегустировать мед, а с первой ложкой обязательно загадывали желание.
Есть и другая версия появление названия. Само слово «Спас» могло произойти от «спасаться», равноценного слову «запасаться». Это означало сбор на зиму меда, яблок и орехов в дни Медового, Яблочного и Орехового Спасов. А третья версия — от слова «спасы» — древние славяне так называли первые две недели августа.
Медовый Спас называют еще Мокрым Спасом, или Спасом на воде. В церковном календаре 14 августа и вовсе значится Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Согласно легенде, в древние времена в Константинополе распространились опасные инфекции, победить которые врачам не удавалось. Тогда из храма Святой Софии вынесли частичку креста, на котором был распят Иисус. Этим фрагментом освятили водоемы, в результате чего те стали обладать целебной силой. Таким образом, удалось победить страшную эпидемию. Из этого поверья проистекает древняя традиция 14 августа окунаться в водоемы для защиты от болезней и очищения от грехов. Купали в этот день для здоровья и домашний скот. Еще в народе было принято в этот день чистить старые колодцы, строить новые, совершать крестный ход к родникам и приглашать батюшку для водосвятия.
Также в этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от этих икон во время сражений святого князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
А еще вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Отсюда пошло еще одно название праздника - Маковый спас или Маковей. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. А на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.
В этот день крестьяне шли в храмы и церкви с ритуальными букетиками, которые состояли из подсолнуха, калины, мяты, календулы, бархатцев и, конечно же, мака. Из-за чего сами букеты называли маковейчиками. После освящение они становились оберегами и хранились у икон дома весь последующий год. Издавна люди считали, что если не освятить цветы на Маковея, то в следующем году не будет цвести и хозяйство. Выбрасывать букеты было нельзя – этим можно было навлечь на себя беду. Освященные головки мака клали детям под подушку, чтобы сон был крепким.
Что нельзя делать в Медовый Спас:
- ссориться, ругаться,
- желать зла другим,
- отказывать нуждающимся,
- думать о плохом,
- веселиться,
- устраивать шумные мероприятия,
- употреблять алкоголь,
- работать в огороде,
- заниматься физическим трудом,
- убираться,
- убивать насекомых,
- рукодельничать,
- стирать,
Приметы:
- Дождливая погода – пожаров будет мало,
- Отцвели розы – к холодам,
- Какая погода на Медовый Спас, такая же будет на Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
- Ласточки и стрижи улетают на юг – ночи станут холоднее.
В Медовый спас разрешено есть блюда из мёда, орехов, яблок и корицы. Из этих начинок готовили пироги, которыми украшали праздничный стол для всей семьи. А вот продукты животного происхождения: рыбу, мясо, яйца, молоко и сыр нельзя было употреблять в связи с началом поста.
Сны в ночь на 14 августа считали вещими, но рассказывать о них нельзя было. Также по снам предсказывали, что случится в ближайшие семь дней. Если сновидение было приятным, то и неделя пройдет без скандалов и ссор, если красочным – случится яркое событие. Страшный и тревожный сон обещал неприятности в ближайшие дни.
Особые приметы наши предки связывали и с ночной грозой. Они верили, что молния в ночь на Медовый спас борется с нечистой силой. Спасаясь от возмездия, нечисть ищет укромное место в доме. Чтобы защитить жилище от бесов, на пороге рассыпали мак или песок, «украшали» дом чесноком, полынью, чертополохом, крапивой.