Откуда у детей берется жестокость к животным и что с этим делать

Откуда у детей берется жестокость к животным и что с этим делать

Когда ребенок жесток с животными, то, скорее всего, он в принципе жестокий, так считает психолог Анастасия Белоносова.

Если трехлетний малыш отрывает у бабочки крылышки, это не значит, что он садист. Ребенок просто пока еще не вполне понимает, что причиняет другому живому существу боль. И ему интересно, что будет, если «разобрать» бабочку. И сможет ли ожить муравей, на которого малыш наступил. Это вполне естественно и не так страшно, если родители сумеют вовремя направить «научные изыскания» в мирное, ненасильственное русло. Когда животных обижает ребенок постарше, который уже понимает, что причиняет другому боль, и действует намеренно, это уже серьезный повод насторожиться. Жестокость начинается в тот момент, когда ребенок чувствует удовлетворение от того, что он получил (или совершил) желаемое, и одновременно замечает, что при этом страдает другое живое существо. И затем, когда ему снова захочется почувствовать свое превосходство, он вновь станет искать жертву. Так возникает привычка улучшать свое самочувствие за счет других.

В последнее время в новостях или просто в социальных сетях появляется информация о том, что дети издеваются над животными или даже убивают их. Например, в Челябинске в апреле школьница вошла в подъезд с щенком, а затем он полетел вниз с 12-го этажа и расшибся насмерть. Все это зафиксировала камера видеонаблюдения. Недавно в городском паблике во Вконтакте магнитогорцы засняли, как девочка-подросток тащит за поводок бульдога, который лежит на спине. Из-за того, что пес так и не встал и не пошел, юная жительница города пнула его. Поведение ребенка возмутило читателей и они устроили дискуссию. Одни считают, что агрессия детей к питомцам обусловлена тем, как к животным относятся родители. Другие же предполагают, у таких подростков есть различные психологические проблемы. 

Ребёнок не может родиться злым, считает Анастасия Белоносова. Жестокое отношение к животным формируется в той среде, где ребёнок наиболее эмоционально зависим и уязвим:

— Вот у нас рождается малыш. Лялька такая красивая, милая, по крайне мере, по мнению любящих окружающих. Нельзя сказать, что этот маленький человечек жестокий, также как и нельзя сказать, что животное жестокое. Потому что зверь удовлетворяет какие-то свои потребности. Так вот, по отношению к маленькому биологическому существу нельзя отнести понятие «жестокий», потому что у него нет еще социальности. Ведь у него еще нет понимания о социальных нормах, правилах, нет эмпатичности. Также малыш еще не разбирается еще в своих и чужих эмоциях. Мы можем употребить слово «жестокий» скорее всего с точки зрения социального взгляда на характер, поступки и поведение. Нужно привить ребенку эмпатию и социализацию, удовлетворить потребности в безопасности, социальном признании, восхищении. Конечно, нужно, чтобы у ребенка были правильные грамотные социальные модели, которые бы ему приносили удовлетворение. И вот тогда жестокости не откуда будет взяться. 

Получается, что генетической предрасположенности к жестокости не существует? 

— Конечно, когда малыш рождается, то у него есть определенная генетика. Могут быть какие-то психические нарушения или неврологические особенности, наследственность разная ведь. Есть мнение, что и интеллект наследуется, это тоже влияет, как минимум на понимание других людей, живых существ и их чувств. Также у каждого своя реактивность нервной системы, та же вспыльчивость и направленность реакции. Это все может влиять, но стоит отметить, что это все может быть, а жестокости может и не быть. Жестокость – это в первую очередь про то, насколько у ребенка развита эмпатичность и социальность. Я не буду говорить о том, что ребенок обязательно подражает кому-то из взрослых, может быть и нет. Но проблемы однозначно какие-то есть, с тем, что он не понимает чувств других живых существ, у него не развито сострадание, сопереживание. Может он не хочет специально использовать модель социального поведения, но тогда надо разбираться почему. Демонстративность это или месть. 

Насколько сильно зависит проявление жестокости у ребенка от того, что его окружает и что он смотрит по телевизору и в интернете? 

— В огромный круг влияния входит и то, что ребенок видит в телевизоре и компьютере. Это и модели поведения людей, которые его окружают, и это не только родители. В современном мире не все родители так сильно влияют на детей, как это делает интернет. Не исключено, что если ребенок в более старшем возрасте проявляет жестокость, то у него, возможно, имеются какие-то мотивы мести. Сейчас, к сожалению, массовых исследований становится меньше, на которые можно опираться, но вот изначально именно отношение к животным было одним из маркеров детской жестокости. Эта тема актуальна. Мы сейчас говорим не только о жестокости к животным, мы говорим о том, что если ребенок жесток с ними, то, скорее всего, он в принципе такой. 

Ребенок понимает, что делает больно другому, тогда когда ему об этом объяснили. Лобные доли, которые отвечают за критическую оценку своих действий, созревают к семи-восьми годам  — с их помощью сознание человека формирует произвольный контроль и ребенок понимает, что делает. Можно и считать, что это именно тот возраст когда детская жестокость становится чем-то неадекватным и ненормальным? 

— Изначально зоны контроля развиваются и созревают в головном мозгу дольше всего. На это очень сильно влияет, то о чем мы уже говорили – различные гаджеты. Когда ребенок с телефоном, то у него лобная доля не работает, то есть та самая, которая отвечает за контроль. Зоны контроля должны созревать к семи-восьми годам. Именно в этом возрасте дети идут в школу, так как они могут в какой-то степени контролировать себя, выполнять различные задачи. А сейчас даже двухгодовалый малыш, может быть, зависим от гаджетов. То есть сроки созревания зоны контроля сдвигаются и уже сложно назвать точный возраст, когда ребенок готов отвечать за свои поступки. Однако шесть-семь лет – это возраст, который считается показательным именно в нравственном развитии. В этот период многие родители усердно готовят своих детей к школе, если вы в этом возрасте дали ребенку четкое понимание, что хорошо, а что плохо, то это базовое понимание у него останется на всю жизнь. 

Зачастую издевательства снимают на видео и выкладывают в общий доступ. Для чего это делают? Чтобы самоутвердиться?

— Нет одной единой причины, зачем ребенок это делает, их много. Во-первых, сам факт того, чтобы что-то выложить в сеть, говорит о том, что ребенок от этого зависит. Живя в сети, они чувствуют социальную значимость, а если и выкладывают куда-то что-то, то они через это получают свой извращенный, но социальный круг. Тем более, если получают много откликов. Это вот такой вот суррогат общения в социуме: вызвать реакцию на себя, ощущение, что ты в социальной группе, что ты имеешь значимость, может быть для кого-то в силу своего непонимания и даже восхищения собой. Это говорит о том, что другими способами удовлетворить свои потребности в социальной значимости они не могут. Конечно, возможны и другие причины, например, которые относятся к вопросам психиатрии. Может быть, это эпатаж, повторение за кем-то другим.

После таких видеороликов многие комментирующие требуют изолировать ребенка от общества. Правильно ли это? 

— Прежде всего, стоит помнить, что это ребенок и он нуждается в первую очередь в помощи. Мы не можем, именно не можем ребенка изолировать от общества. Только в том случае если есть психическое нарушение в той выраженности, что требуется госпитализации и родители согласны. Конечно, все зависит от ребенка и его психического и неврологического состояния. Если ребенок болен, то стоит учесть на какой стадии болезнь, если ничего серьезного, то семья имеет право находиться в обществе. Родители вправе водить его куда угодно и даже никому не говорить об это «особенности». Это абсолютно закрытая информация семьи. 

Что вы посоветуете родителям? С чего начать и как воспитывать в детях эмпатию? 

— Начинайте с того, что пойте ребенку колыбельные, качайте его на руках, общайтесь, вводите в круг общения сверстников, воспитывайте и социализируйте детей, эмоционально реагируйте на них, не пытайтесь заменить себя гаджетами. Это самые главные рекомендации для образованных людей, которые готовы и могут их выполнить. Обязательно нужно проговаривать, что чувствуют другие люди. Как устроен социум, да вообще жизнь между людьми, их взаимоотношения. Начиная с семейных историй, просматривая альбомов, заканчивая контролем того, что ребенок смотрит и во что погружается. Можно сказать, что при рождении ребенок это чистый лист, и вот, что вы там нарисуете, то там и отложится. Если говорить про способности к глубоким эмоциональным переживаниям, то здесь очень важен возраст до трех лет. Ребенок начнет понимать, что он делает больно тогда, когда ему кто-то объяснит и поможет это понять. Все начинается для малыша с самых первых дней после рождения и в контакте с близкими людьми. Дальше уже зависит от того насколько родители будут развивать и углублять этот контакт. Пояснять свои чувства и чувства ребенка. Не годится, когда объясняют малышу только его чувства. Мама тоже должна говорить, что чувствует она, папа, брат или сестра. То есть это целый спектр воспитательных воздействий и эмоционального контакта, который обязательно должен присутствовать. К сожалению, повторюсь, современные дети больше воспитываются интернетом. Лучше всего исключить различные гаджеты или давать пользоваться ими малое количество времени. Больше гулять семьей, заниматься вместе с детьми различными делами, читать, играть, общаться, воспитывать и проявлять любовь к окружающему миру.

Фото: Александра Смышляева

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu



Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru