Музыка великих мастеров на кыштымской сцене

Знаменитый скрипач Дмитрий Коган в минувшую пятницу выступал в ДК металлургов 
 
Концерт завершился под привычные для музыканта крики «браво!». Потом он, переодевшись в джинсы, снова вышел на сцену. Но лишь для того, чтобы прибраться. Как обычный токарь или столяр по окончании трудовой смены. 
 
Богатство под охраной
Токари и столяры обтирают и убирают в тумбочку резцы и рубанки. А Дмитрий Коган брал поочерёдно каждую скрипку, прижимал гриф подбородком и проходил по струнам мягкой тканью, убирая нанесённую смычком канифоль. Затем укладывал инструменты в футляры. И всё бы ничего, вот только инструментам этим от 260 до 400 лет. И вышли они из-под резцов и рубанков величайших в мире мастеров. Каждый из них стоит не один миллион, причём в долларовом эквиваленте. Именно поэтому во время концерта и после него от этого богатства не отходила серьёзная охрана, не подпуская любопытных. Во всяком случае, на меня они бдительно прикрикнули, когда я сунулся подойти ближе отведённой в четыре-пять метров зоны.
Впрочем, прецедент всё же произошёл. Дмитрий неосмотрительно предложил одной зрительнице подойти и указать на наиболее понравившийся инструмент. Она и указала: раздался громкий хлопок ладошкой по деке старинного инструмента. Когану только и осталось, что отчаянно крикнуть: «Её же нельзя руками!»
Но всё это случилось после. А прежде был концерт. И был скрипач в чёрном. И была скрипка. И прорезались в моей памяти гумилёвские строки: «Тот, кто взял её однажды в повелительные руки…». Да, 34-летний Дмитрий повелевал, и не только инструментами Страдивари, Амати, Гварнери, Гваданини и Вильома. Он повелевал музыкой Чайковского, Брамса, Крейслера, Масне. 
 
Проголосовали за Страдивари
Об исполнительском мастерстве молодого мастера говорит тот факт, что лишь несколько человек в мире, и он в том числе, исполняют труднейшие каприсы Паганини.
В нашем же концерте скрипки пели, шептали, стонали, кричали, протестовали, доверительно разговаривали со зрителем, шумно радовались, даже дерзили, хохотали и снова печалились и даже отчаивались. И опять всплывали строки: «И брызнет кровь с горячих струн, сорвутся каплями бемоли на снег вчерашних партитур, впитавших свежесть новой боли».
Не сказать, что исполнитель был серьёзен и преисполнен важности. Напротив, он был не прочь и поозорничать. Предложил зрителям проголосовать аплодисментами, какую скрипку они считают наиболее привлекательной. Лучшей зал признал ту, что принадлежала Антонио Страдивари. Коган взял инструмент – победитель зрительских симпатий, сыграл на нём мелодию, быстро прервал и под дружный смех зрителей точно так же перебрал все пять скрипок. То есть показал: скрипка – она как человек. Не бывает лучших, бывают разные – у каждого свой голос.
Но это спорное определение, думаю, не касается самого Когана. Он не лучший и не разный. Он единственный. Для этого достаточно пробежаться по его биографии. 
 
Дарование по наследству 
Дмитрий Коган родился в семье музыкантов. Дедушка – выдающийся скрипач XX века Леонид Коган, бабушка – известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец – дирижёр Павел Коган, мать – пианистка Любовь Казинская. В декабре 2002 года состоялся Первый Международный фестиваль имени Леонида Когана, организатором и художественным руководителем которого выступил Дмитрий. Он же – автор идеи и художественный руководитель ежегодного фестиваля «Дни Высокой Музыки». С 12 сентября 2011 года Дмитрий Коган – советник по культуре губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Как сказал нашей газете Дмитрий, мысль давать концерты с участием пяти скрипок великих мастеров родилась у него года три назад. 
Идею он реализовал, когда раритеты прибыли в Россию из частных коллекций Швейцарии, Германии, Финляндии. И только скрипка «Ребрехт» работы Джузеппе Гварнери дель Джезу имеет российскую прописку – благодаря меценату из Екатеринбурга Валерию Савельеву. Кстати, в том же интервью «Кыштымскому рабочему» Дмитрий признался, что ему больше по душе именно скрипка Гварнери. Она единственная из всех, на равных соперничающая со Страдивари. 
 
Подпольное свидание
Но, прежде чем задать вопросы Дмитрию, мне удалось побеседовать с его… мамой. Любовь Владимировна находилась в Кыштыме, по её словам, «подпольно». Ей очень не хотелось быть узнанной, и уж тем более – наговаривать что-то под диктофонную запись. Но на первый же вопрос она не смогла не дать ответа. А вопрос был такой: «То, что Дмитрий – великий музыкант, это не обсуждается. А вот каков он как сын?»
– Очень хороший! – с большой теплотой ответила Казинская. – Нам редко приходится видеться, поскольку я живу за границей, в Хельсинки. Поэтому пользуюсь любой возможностью, чтобы пересечься с ним во время его гастролей. Так я оказалась в этот вечер в Кыштыме.
– Когда вы заметили в своём ребёнке музыкальный талант?
– С восьми месяцев он прислушивался к звучащей в нашем доме музыке, а чуть позже, ещё не умея говорить, воспроизводил мелодии…
– Колыбельных песен?
– Нет, двойного концерта Баха и финала концерта Брамса.
– До недавнего времени вы концертировали как пианист. Были ли у вас совместные выступления с Дмитрием?
– Бывали…
– Получался дуэт?
– Как сказать… 
 
От золотого до божественного 
Сам Дмитрий на вопросы отвечал охотно.
– Где и когда вы дали первый концерт пяти скрипок?
– Пробный состоялся в Москве. После чего я со своим фондом и стал давать концерты в других городах России.
– В каком возрасте вы впервые взяли старинную скрипку?
– Наверное, лет в 15. А скрипка была работы Джованни Батиста Гваданини. На концертах же я чаще всего выступаю со скрипкой Гварнери.
– Можете ли вы охарактеризовать каждый инструмент? Давайте, я буду поочерёдно их называть, а вы – оценивать. Начнём со Страдивари…
– Божественный!
– Гварнери?
– Дьявольский!
– Гваданини?
– Строгий!
– Вильом?
– Обаятельный!
– И, наконец, Амати?
– Золотой!
– Ставите ли вы перед собой на концертах какую-то сверхзадачу?
– Моё дело – заниматься своей профессией, дать людям возможность почувствовать всю красоту мира через музыку.
На прощание я подарил Дмитрию стихи, как нельзя лучше отвечающие этому непревзойдённому музыкальному вечеру. Он прочёл и сказал: «Спасибо огромное!» Вот оно, это стихотворение. 
 
Один музыкант и пять великих скрипок
О, как разноголосо скрипки пели:
Творенья Страдивари и Гварнери,
Вильома, Гваданини и Амати –
Скрипичное невиданное пати!
Впервые вместе все они собрались,
К нам голоса их сквозь века прорвались.
И музыканта трепетные руки
Рождают в них божественные звуки.
Их голосов заслуженная слава
Взрывает зал гремящим криком «браво!».
Слились здесь воедино два таланта:
Труд мастеров и гений музыканта! 
 
МНЕНИЕ
Ирина и Александра СВАЛОВЫ:
Удивительное впечатление! И потрясение! Будто погружаешься в те века, когда были созданы эти скрипки. От каждой мелодии, казалось, рвётся сердце: столько было в них нежности и страсти, счастья и печали. Мы бы ещё долго не отпускали мастера, если бы он согласился для нас играть.

Опубликовано 23-09-2013 г.

Источник: http://kr74.ru


Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru