10 женщин, которые удивили мир и изменили ход истории

10 женщин, которые удивили мир и изменили ход истории

8 марта — день солидарности женщин в борьбе за свои права появился только в ХХ веке. Однако попытки добиться равноправия начались за несколько столетий до этого и продолжаются до сих пор. 

И среди тех, кто на передовой не только суфражистки, феминистки и политические деятельницы, но и обычные учительницы, спортсменки и художницы, писательницы и просто любящие жены.

Княгиня Ольга (около 920 – 969 гг)

Именно ее многие историки считают первой русской феминисткой. Согласно летописи, в 945 году муж княгини Ольги, князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому она стала фактической правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представительницей законного наследника престола.  Древляне тут же подослали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня вышла с войском в поход на древлян и победила в бою, прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. Официально правила она Русью до совершеннолетия Святослава. Однако и после этого она оставалась фактической правительницей, так как сын предпочитал военные походы, а вовсе не управление государством.

Энн Хатчинсон  (1591 – 1643)

Энн Хатчинсон сыграла важную роль в конфликте, сотрясавшем колонию Массачусетского залива в 1636—1638 годах. Она выступила против авторитета властей колонии, противостоя подчинённому положению женщин. Ее духовная деятельность началась с прибытием в Северную Америку, она открыла в своем доме классы для женщин, где они могли учиться, а также свободно обсуждать проповеди и Библию. В то время женщинами не разрешалось публично высказывать свое мнение. Энн часто критиковала проповеди духовенства, которое учило, что единственным путем спасения было соблюдение законов. Энн же верила в равенство перед Богом всех людей: мужчин и женщин, а значит равных прав и возможностей и в то, что только лишь благодаря вере можно получить спасение.  В ноябре 1637 г. начался суд против Энн Хатчинсон в церкви в Нью Тауне. Она обвинялась в мятеже и неуважении власти.  

Эбигейл Смит Адамс (1744 – 1818)

В 1776 году Эбигейл Смит Адамс, первая американская феминистка, супруга президента США Джона Адамса, обратилась к мужу с просьбой включить права женщин в Конституцию страны.

31 марта, в период подготовки «Декларации независимости», она пишет супругу: «Я давно слышу, что вы говорите о независимости и новом кодексе законов, который необходимо создать. Я хочу, чтобы в этих новых законах вы не забыли о леди и были более щедрыми и благосклонными к ним, чем ваши предшественники. Не давайте неограниченной власти в руки мужей. Помните, любой мужчина станет тираном, если ему это позволить. Если же к леди не будет проявлено особой заботы и внимания, то мы готовы поднять восстание против законов, которые не дают нам ни права голоса, ни представительства.

То, что ваш пол склонен к тирании, настолько ясно, что не требует обсуждения. Но среди вас есть те, кто ради своего счастья, отказался от роли сурового хозяина, сменив ее на роль нежного друга. Почему бы вам не отказаться от жестокой власти, от бессердечия и унижения, которому вы нас безнаказанно подвергаете? Мудрые мужчины во все века ненавидели традиции, по которым наш пол использовался вами как угнетенный и подчиненный. Считайте нас созданиями, отданными Провидением под вашу защиту, и используйте свою силу только для нашего счастья!».

Через две недели 14 апреля 1776 г. Абигайль получила письмо из Филадельфии: «В ответ на твои предложения по законодательству я только и смог, что рассмеяться. Мне всюду твердят, что наша борьба ослабила власть, что дети не слушаются родителей, что индейцы непокорны, а негры поднимают бунты против хозяев. Твое письмо впервые сообщило мне о том, что появился новый отряд бунтарей, гораздо более многочисленный и могущественный, чем другие».

Такой ответ привел Абигайль в ярость, и она обратилась к историку и драматургу Мерси Отис Уоррен, сестре поэта Джеймса Отиса и вдове генерала Джеймса Уоррена, известной своими выступлениями в защиту женщин. Мерси Уоррен первой заявила о том, что права, принадлежащие мужчинам, должны быть предоставлены всему человеческому роду. А. Адамс предложила Мерси подать петицию в конгресс о новом кодексе законов. «Я собираюсь сказать слово в защиту нашего пола, тяжело задавленного английскими законами, дающими неограниченные права мужьям дурно обходиться с женами…».

7 мая 1776 г. Абигайль написала Джону: « Я не могу сказать, что ты очень щедр к леди. Ты выступаешь за мир и доброденствие для мужчин, за освобождение народов, но в то же время настаиваешь на сохранении абсолютной власти над женами. Но тебе надо помнить, что деспотическая власть, как и всякая твердыня, может быть разрушена. Несмотря на все ваши мудрые слова и законы, в нашей власти не только освободить самих себя, но и бросить вашу естественную и законную власть над нами к нашим ногам».

Необходимость предоставления женщинам равных с мужчинами прав в экономической и образовательной сферах Абигайль отстаивала на протяжении всей жизни. В июле 1799г. она написала своей сестре Элизабет: « Я никогда не соглашусь считать наш пол стоящим ниже. Пусть каждая планета вращается на своей орбите. Бог и природа создали мужчину Господином, а женщину – Госпожой! На этом я настаиваю!»

Олимпия де Гуж (1748 – 1793)

Женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну.

В 1789 году, во время Великой французской революции,  была составлена декларация «О правах человека и гражданина». Со своей «Декларацией прав женщины и гражданки» выступила и Олимпия де Гуж. Знаменитыми стали её слова: «женщина имеет право подниматься на эшафот; она должна также иметь право всходить на трибуну». Она одной из первых призывала к установлению права на развод, а также к отмене церковного брака и замене его гражданским контрактом. Также она выступала за права незаконнорождённых детей, за создание родильных домов, национальных мастерских для безработных и ночлежек для бездомных.

Француженки были настолько воодушевлены этой идеей, что создавали собственные клубы и участвовали в митингах со словами «Свобода, равенство, братство». Но все их надежды разрушила Конституция новой республики: свободы и права в ней абсолютно не распространялись на слабый пол.  

Летом 1793 года, вскоре после изгнания жирондистов из Конвента, опубликовала политический памфлет «Три урны, или Спасение отечества воздушным путешественником», в которой призывала провести плебисцит, на котором народ бы сам решил, какой государственный строй для него предпочтительнее: единая неделимая республика, федералистская республика или конституционная монархия. После выхода памфлета она была 6 августа арестована как контрреволюционерка. Вопреки закону адвоката де Гуж предоставлено не было — трибунал заявил, что она сама способна защитить себя. Находясь в тюрьме, де Гуж с помощью друзей опубликовала свои последние работы: «Олимпия де Гуж перед революционным трибуналом», где она рассказала о подробностях её процесса, и «Преследование патриотки», в которой она осудила террор. Трибунал приговорил де Гуж к смерти «за подстрекательство к мятежу против единой и неделимой республики».

Сьюзен Энтони (1820 – 1906)

В 1872 году американку Сьюзен Энтони оштрафовали за попытку проголосовать на выборах президента США. При попытке войти на избирательный участок её вытолкали, бросили на землю и избили. Как истинная бунтарка и активистка, штраф она так и не заплатила. Сьюзен впервые столкнулась с дискриминацией, работая школьной учительницей. Зарплата женщин-педагогов была в четыре раза меньше коллег-мужчин. С этих пор она начала борьбу против социального и гендерного неравенства.

Девятнадцатую поправку к Конституции, устанавливающую избирательные права для женщин, ввели через 14 лет после смерти активистки.

Мария Трубникова (1835 – 1897)

Именно благодаря Марии Трубниковой женщины в дореволюционной России получили возможность получать высшее образование. Она бросила вызов предрассудкам, ограничивавшим свободу женщины, и одной из первых позволила себе надеть брюки. Вместе с соратницами Мария организовала Общество дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга, чтобы женщины, брошенные на произвол судьбы, могли снять приличное и недорогое жилье. При обществе открывались мастерские, где женщины могли работать. В 1862 году она создала Общество переводчиц, в состав которого вошли выдающиеся представительницы женского движения того времени. Оно ставило своей задачей дать русским женщинам возможность существования исключительно умственным трудом, а также создать в России систему высшего женского образования.

Нелли Блай (1864 – 1922)  

Нелли Блай журналистский псевдоним Элизабет Джейн Кокран. В 16 лет дочка мельника, прочитав возмутительную колонку «Для чего хороши девочки» в местной газете, решила написать резкий ответ. Так началась ее карьера журналистки. Несмотря на типичные для женщин темы про домоводство, моду и светскую жизнь, Нелли взялась за серьезные темы. Очень быстро она заработала себе репутацию «леди-сенсации»: например, для репортажа о лечебнице для душевнобольных женщин она симулировала безумие, а в 1889 году совершила кругосветное путешествие за рекордные 72 дня. Свою популярность девушка использовала, чтобы привлечь внимание к проблемам женщины в обществе, и выступала активной сторонницей суфражизма и феминизма.

Берта Бенц (1849 – 1944)

Женщина, без которой истории Карла Бенца и его изобретения, могли бы не состояться вовсе. Карл мечтал создать двигатель, который бы стал альтернативой конной тяге и паровому мотору. Наконец, он изобретает и патентует свое детище, который они вместе с супругой торжественно заводят в новогоднюю ночь нового 1879 года. Но до поездок дело так и не дошло. Ещё через семь лет он патентует «Автомобиль с газовым двигателем», в том же году Benz Patent-Motorwagen проходит публичные испытания на одной из улиц Мангейма. Однако консервативное немецкое общество явно не было готово к новой транспортной эпохе. Автомобиль в течение нескольких лет продолжал восприниматься как довольно опасная и малоприменимая в реальной жизни повозка. Карл впадал в отчаяние и убеждался в том, что его изобретение слишком ненадёжно, чтобы быть способным преодолевать хоть сколько-нибудь значительные расстояния. 

Однако все изменилось утром 5 августа 1888 года, Карл нашел дома записку от супруги: «Не волнуйся, мы у мамы». Не зная, что и думать, он спустился в мастерскую и… не обнаружил автомобиля на месте. Как позже делились воспоминаниями дети Карла и Берты, в то утро они с мамой «вывели автомобиль из мастерской, оттолкали через ворота подальше от дома, чтобы не разбудить отца шумом, и запустили двигатель. Мама решила, что они поедут проведать бабушку в Пфорцхайм». От Мангейма до Пфорцхайма было около 104 километров, и поездка на лошадях превращалось в целое путешествие. Берта решила доказать, что на автомобиле, который изобрёл ее муж, добраться до Пфорцхайма будет гораздо проще и безопаснее. Машина регулярно ломалась. Но забившийся топливопровод Берта смогла почистить с помощью шпильки для волос, вышедший из строя изолятор проводки обернула чулочной подвязкой, а «кончившийся» тормоз удалось починить у шорника, который на скорую руку изготовил тормозные накладки из кожи. Топливо же Берта купила в аптеке (они забрали весь запас лигроина – эта более тяжёлая фракция бензина использовалась в то время в основном как пятновыводитель). Им удалось добраться до Пфорцхайма целыми и невредимыми чуть меньше, чем за 12 часов. В Мангейм полетела телеграмма: «Добрались благополучно». 

Карл Бенц, едва только что не подписавший передачу всех своих патентов в обмен на закрытие многочисленных долгов, был вне себя от радости. Позднее он говорил, что сам никогда бы не решился на подобное. Впереди у Карла Бенца были ещё многочисленные карьерные взлёты и падения. Но именно тогда, 5 августа 1888 года, Берта Бенц дала надежду на лучшее не только своему любимому Карлу, но и многим женщинам. По тем временам её поступок был совершенно немыслимым, скандальным. Тогда дамы не могли себе позволить себе и малой доли того, что она натворила – первую в истории поездку на автомобиле с конечной целью (то есть автопробег, до этого дня Карл решался только на короткие демонстрационные поездки) и первый «заезд на автосервис» (остановка у шорника). Таким образом, Берта Бенц стала чуть ли не первым примером женщины, не являющейся тенью своего супруга, а имеющей право на собственные решения и поступки.

Клара Цеткин и Роза Люксембург

Именно Кларе Цеткин приписывают идею создания Международного женского дня. Однако список ее заслуг куда более впечатляющий. На протяжении всей своей политической карьеры она боролась за права женщин в обществе, свои идеи она пропагандировала с помощью женского журнала немецкой социал-демократической партии, который выходил под названием «Die Gleichheit» («Равенство»). Также она стала одной из основательниц Коммунистической партии Германии. А ее знакомство в Париже с Розой Люксембург создал один из сильнейших в истории политических тандемов. Они сошлись не только в социалистических взглядах, но и в общем стремлении обеспечить женщинам равные права с мужчинами. На конференции женщин-социалисток они выступили с предложением объявить второе воскресенье марта Днем международной солидарности женщин в борьбе за свои права.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu


Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru