Ежегодно 25 ноября отмечается Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.
На официальном уровне эта дата была введена лишь в 1999 году Организацией Объединенных Наций, хотя отмечать этот день начали в 80-х годах прошлого века. Дата выбрана в память о жестокой расправе в Доминикане в 1960 году. 25 ноября политические активистки, сестры Мирабаль отправились на свидание в тюрьму к своим мужьям, участникам подпольного общества «Революционное движение 14 июня». На обратной дороге их ждала засада. По приказу правителя республики, диктатора Рафаэля Трухильо сотрудники секретной полиции забили Марию Тересу, Минерву и Патрицию палками насмерть, а изуродованные тела сбросили в овраг. Известие о жестокой расправе вызвало шок и возмущение у всей Доминиканской Республики. Политическое движение против диктатуры Трухильо ещё более усилилось.
Сестры Мирабаль
Впрочем, насилие далеко не всегда имеет политические корни. Причиной может стать все что угодно: политика, власть, ревность, любовь. Нет у насилия и типичного возраста или социального статуса. Также и невозможно четко представить портрет типичной жертвы и насильника. Ими может быть и солидный бизнесмен, и серьезный профессор, и политик, и студент, и бездомный, и примерный семьянин. Пожалуй, одна из немногих общих черт – чаще всего насилие начинается и происходит тихо, за закрытой дверью. Этому способствуют так называемые народные мудрости «не выноси сор из избы» и «бьет – значит любит». Некоторым из жертв домашнего насилия эта вера стоила здоровья, свободы и жизни. Самые резонансные дела о насилии – это всегда кульминация истории, в которой ничего не предвещало такой развязки.
В декабре 2017 года всю страну всколыхнула чудовищная история Маргариты Грачёвой. Муж вывез ее в лес, где долго истязал и затем отрубил кисти рук. Причина – женщина развелась с ним, устав от бесконечной и беспричинной ревности.
Через полгода, летом 2018 Россию потрясает новое громкое дело о насилии. 17-летняя Мария, 19-летняя Крестина и 18-летняя Ангелина Хачатурян убили своего отца, много лет издевавшегося над ними. По утверждению защиты, девушки оказались в безвыходной ситуации из-за продолжительного домашнего насилия и принуждения к сексуальным действиям. В начале ноября этого года в Мосгорсуде в третий раз сорвался отбор присяжных для рассмотрения уголовного дела двух старших сестер Хачатурян. По словам адвоката Алексея Липцера, процесс отложен до 2 декабря по просьбе потерпевшей стороны в связи с болезнью двух родственниц погибшего. Впрочем, защита обвиняемых полагает, что потерпевшие намеренно затягивают слушания.
Следствие по делу сестёр Хачатурян вызвало широкий общественный резонанс. В Санкт-Петербурге, Москве и других городах все это время проходят пикеты в поддержку девушек. Была создана петиция, адресованная Следственному комитету с требованием прекратить судебный процесс. Сегодня сестры Хачатурян для многих стали символом тех женщин, которые убили своих многолетних мучителей. В поддержку Марии, Ангелины и Крестины был организован флешмоб #ЯНеХотелаУмирать.
Эти же слова могли бы сказать и 14 девушек-студенток в Политехническом университете в Монреале (Канада). 6 декабря 1989 года 25-летний Марк Лепин решил избавить мир от феминисток. Он ворвался в аудиторию, где шла лекция по инженерной механике, и находилось около 60 человек и заявил находившимся там: «Я хочу женщину!».
Затем Лепин приказал разделиться парням и девушкам. Юношей он выгнал из аудитории, угрожая оружием. После этого он заявил: «Я пришел покончить с феминизмом!». Студентка Натали Прово попыталась возразить, сказав: «Но мы не феминистки, мы лишь женщины, которые изучают инженерную механику, чтобы в будущем получить хорошую работу и нормально жить!», но Лепин, не дослушав ответ, в ярости крикнул: «Все вы стадо феминисток!», и сразу же открыл шквальный огонь. Убив шесть человек, в том числе профессора, и ранив еще трёх девушек, он покинул аудиторию. Затем выстрелы последовали на втором этаже, в коридоре и в аудиториях, столовой и кухне. За 25 минут он ранил 15 девушек, 14 были убиты. Последнюю пулю он оставил для себя. Причиной этого зверского расстрела стала ненависть к феминизму и желанию женщин работать и получать достойную оплату за свой труд.
У всех историй насилия, происходит ли оно дома, на работе или демонстративно, на публику есть общая черта – неконтролируемая жестокость и непредсказуемость реакций.
В ноябре в городе Всеволожск (Ленобласть) мужчина зарубил топором бывшую жену. При этом жертва накануне обращалась в полицию, но у нее не стали принимать заявление, видимо, посчитав повод не очень серьезным. За несколько дней до убийства экс-супруг насильно отрезал женщине волосы (у нее была коса до пояса). Пара и до этого жила не очень мирно, а с началом самоизоляции конфликты усилились, и женщина подала на развод и уехала на съемную квартиру. Муж отказался принять разрыв отношений, он постоянно пытался повидаться с дочерью и уговорить жену вернуться. А 11 ноября он появился у нее на работе, где выстрелил своей бывшей в лицо из травматического пистолета и несколько раз ударил топором. Мужчину задержали, возбуждено дело по статье об убийстве.
Похожая история произошла 3 ноября в Горно-Алтайске — бывший муж попытался отрубить руки женщине за отказ вернуться. У нее разрублены обе ладони, сломана рука, травмирована голова. Между тем развод был еще в 2018-м из-за того, что мужчина пил и поднимал руку на жену и детей. По данным пресс-службы МВД по Республике Алтай, возбуждено уголовное дело за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия».
В марте этого года петербургский бизнесмен девять раз переехал свою бывшую жену и мать его троих детей. Ее госпитализировали с многочисленными травмами и почти оторванным пальцем левой кисти. В 2019 году во Владикавказе бывший супруг преследовал жену несколько лет, в течение которых она неоднократно обращалась в полицию. В итоге он ее зарезал. В 2018-м в Чебоксарах мужчина задушил свою супругу, а затем вывез ее тело в чемодане в лес. До этого она дважды звонила в полицию и сообщила об угрозах убийством.
До сих пор наше законодательство устроено так, что реагирует только на уже свершившийся факт преступного деяния. Нет никакой профилактики семейно-бытового насилия. Хотя законопроект существует уже несколько лет. Государство же предпочитает защищать «традиционные семейные ценности» и сохранение семьи, а не на защиту прав потерпевших.
В чем особенности закона?
Побои в домашних условиях декриминализируются. Ранее за подобное нарушение нарушитель мог получить до 2-х лет лишения свободы. Согласно новому законопроекту, сейчас это административное нарушение, за которое предполагается штраф до 30 тыс.рублей.
В случае отсутствия доказательств, максимум, на который может рассчитывать жертва – это проведение профилактической беседы.
Пока Законопроект о «Профилактике домашнего насилия» не принят, правоохранители опираются на ст.116.1. УК РФ. Наказание в случае доказательства бытового насилия будет:
Уголовная ответственность за повторные случаи избиения, изнасилования наступает лишь в случае рецидивов.
По данным аналитического исследования, проведенного ВОЗ вместе с Лондонской школой гигиены и тропической медицины и Медицинским научно-исследовательским советом на основе имеющихся данных более чем из 80 стран, 35% женщин в мире на протяжении своей жизни подвергаются либо насилию со стороны интимного партнера, либо сексуальному насилию со стороны лица, не являющегося партнером. Почти одна треть (30%) из всех женщин, состоящих в отношениях, в мире подвергаются какой-либо форме физического и/или сексуального насилия со стороны своего партнера, а в некоторых регионах эти цифры значительно выше. До 38% убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами.
В России проблема насилия в отношении женщин стоит достаточно остро. По данным МВД РФ, насилие в той или иной форме присутствует в каждой четвертой российской семье, около 14 тысяч женщин ежегодно погибает от рук мужей или других близких родственников.
— Обычно цикл абьюза (насилия) довольно предсказуем и люди, которые были в абьюзивных отношениях или наблюдали их со стороны, хорошо это замечают, — рассказывает челябинский психолог Яна Денисова. — Начинается он с того, что у абьюзера скапливается внутреннее напряжение. Оно на самом деле очень опосредованно связано с тем, что делает или как ведёт себя жертва и окружение. Это внутренний психический процесс, который запускается сам по себе. После того, как напряжение стало непереносимо, происходит сброс. Повод для этого может быть не значительным или притянутым: подойдёт неверное слово супруги или капризы ребёнка, например. Причём сброс напряжения может быть как вербальным (крик, мат, унижение), так и физическим (бросание вещей, ломание чего-либо, физическое насилие). После того, как сброс произошёл, абьюзер успокаивается и начинает заглаживать ущерб. Это так называемая стадия «медового месяца»: он может становиться очень милым, просить прощение, обещать сходить к психологу (может и правда пойти к психологу), покупать подарки и устраивать какие-либо приятные сюрпризы. Все это делается до того момента, как жертва успокоится и снова начнёт доверять. Затем напряжение снова начинает скапливаться и так по кругу.
Важно заметить, что цикличность напрямую зависит от того, как давно длятся отношения и насколько спокойная атмосфера вокруг абьюзера. Чем дольше длятся отношения и чем более зависима жертва (типичный пример, декретный отпуск, финансовая зависимость, плохое здоровье), тем циклы могут убыстряться: напряжение скапливаться быстрее, а «медовый месяц» сокращаться. В конце концов, он может вообще исчезнуть, и отношения будут состоять из накопления напряжения и актов насилия. Поэтому если в начале отношений скандалы в таких семьях случаются раз в несколько месяцев, потом раз в месяц, то, в конце концов, могут стать ежедневными с краткими эпизодами затишья.
Именно поэтому ждать, что человек изменится, не имеет смысла. Наоборот, чаще всего ситуация со времени только ухудшается. Конечно, бывает такое, что абьюзер понимает, что с ним что-то не так, и обращается за помощью к специалистам. Но очень часто при первых сложностях бросает работу над собой, перестает принимать прописанные врачом медикаменты. Соответственно второй человек, который ждал результатов, снова теряет надежду и испытывает разочарование от впустую потраченного времени. Какой-то небольшой процент абьюзеров способен к изменению своего образа мышления и поведения, но для этого нужно сильное желание, упорство и высокая степень осознанности. Причём ни один специалист не может дать гарантии, что изменения произойдут или будут существенными.
Если нет возможности пойти к психологу, друзья и родные не верят, как поддержать себя морально?
— Поддержать себя морально пока вы находитесь в абьюзивных отношениях очень сложно и, скорее всего, не получится. Если пока расстаться нет возможности, то можно постараться наполнить свою жизнь приятными моментами, гулять на свежем воздухе, заниматься легкой физической активностью, хорошо питаться и, параллельно, изучать информацию на тему токсичных отношений и подготавливать план спасения, но пока человек физически находится рядом со своим мучителем, психику до конца не стабилизировать. В такой ситуации у жертвы кроме психологического и физического дисбаланса сильный гормональный дисбаланс: уровень гормонов кортизола (гормон стресса) и адреналина (гормон страха) зашкаливают, а серотонин (гормон радости) — подавляется. Поэтому только физическое дистанцирование от абьюзера и жизнь в покое и безопасности через какое-то время дадут положительный эффект.
Как вообще противостоять мнению окружающих «самадуравиновата»?
— Очень важно понимать, что люди, которые сами не пережили токсичные отношения или пока не осознают их, не смогут полностью понять, с чем сталкивается жертва. Даже не каждый специалист полностью понимает, как работать с абьюзивными отношениями и может, по незнанию, даже усилить отрицательную динамику. Поэтому жертвам абьюза очень трудно противостоять мнению толпы: их не понимают, считаю, что они слабы, раз не уходят или, что самое страшное, что им это такое отношение нравится. Конечно это не так, но многие люди этого никогда не поймут и, значит, не смогут посочувствовать и поддержать. Такое отношение только усугубляет ситуацию и делает жертву ещё более беспомощной. Поэтому за поддержкой очень важно обращаться к психологам, которые работают и разбираются в теме абьюза, также полезно найти группы поддержки и сообщества для жертв токсичных отношений. Их достаточно много в соцсетях.
Почему, если кажется, что происходит что-то плохое, то на самом деле это не кажется.
— Очень многие люди, анализируя опыт токсичных отношений, говорят, что первые ощущения, что с партнером и в отношениях что-то не так, проявляются на ранних этапах. Если бы в этот момент сигналам удалось поверить, то выйти из отношений можно было бы с минимальными потерями. К сожалению, большинство игнорирует эти сигналы и вот почему. Конечно, каждому хочется верить в хорошее, в то, что человек может измениться, что ему просто не хватает любви и тепла, что со временем острые углы сгладятся. Часто жестокое поведение оправдывается тяжелым детством или плохим опытом, а то и накалом чувств. В результате жертва прощает и принимает то, что ещё недавно было для неё полностью не приемлемо. Также существенную роль играет страх снова остаться одной (одному). Особенно остро его ощущают женщины. И это полностью вина социальных установок: когда на одинокую женщину смотрят как на неполноценную.
Какие книги можно почитать на тему абьюза.
— Сейчас на тему абьюзивных отношений очень много литературы, но я назову тройку самых достойных на мой взгляд:Ланди Бэнкрофт «Мужья-тираны», Джексон Маккензи «Психопат фри», Сьюзен Форвард «Мужчины, которые ненавидят женщин, и женщины, которые их любят». Эти книги написаны психотерапевтами, которые имеют богатый опыт работы с абьюзерами или их жертвами.
Стоит ли сразу вступать в другие отношения, уйдя от насильника или необходимо какое-то время, чтобы восстановиться? Какое? Как понять, что женщина готова к новым отношениям, и они будут здоровыми?
— Действительно, после жизни в токсичных отношениях, очень важно какое-то время побыть на карантине. В данном случае это полный неконтакт или сведение контакта с абьюзером к минимуму. Второй вариант рекомендован для тех, у кого с абьюзером есть общие дети. Почему важно не общаться? Организм должен полностью очиститься от гормонального дисбаланса, а психика прийти в норму. Тогда как при постоянном общении этот процесс может затянуться на годы. Время восстановления очень важно использовать с максимальной пользой: понять, что вы хотите в жизни, нужен ли вам рядом человек и каким он должен быть, лучше узнать себя и свои желания. Очень полезно в этот период работать с психологом. В норме восстановление занимает от полугода до года, у кого-то процесс будет более длительным. Когда вы почувствуете себя лучше, к вам может прийти желание общаться и строить отношения. И тогда, у вас есть все шансы создать здоровое и крепкое партнёрство. Если же этот период исцеления пропустить и сразу начать отношения, то велик шанс повторить прошлый деструктивный опыт. Психика ещё не успеет восстановиться, следовательно, вполне может повести вас по знакомым рельсам.
Жертвы домашнего насилия должны тщательно продумать стратегию выхода из сложившейся ситуации. Часто женщины не решаются что-то делать из-за страха усугубить ситуацию, вызвать сильный гнев партнера, что нередко приводит к более тяжелым последствиям. На самом деле важно:
Ольга Ясинская
Подписывайтесь на наш канал в Telegram https://t.me/u24ruu