День студента, Ян Оплетал и солидарность: что на самом деле отмечают 17 ноября

День студента, Ян Оплетал и солидарность: что на самом деле отмечают 17 ноября

Первый Международный день студентов отметили в 1941 году.

Праздник, а скорее день памяти и солидарности всех студентов мира, был учрежден в 1941 году в Лондоне в память чешских студентов – героев Сопротивления. Произошло это на международной встрече студентов стран, боровшихся против фашизма через три года после трагических событий в оккупированной фашистами Чехословакии (в то время она называлась протекторат Богемия и Моравия, ныне Чехия).

28 октября 1939 года пражские студенты и их преподаватели вышли на демонстрацию, чтобы отметить годовщину образования Чехословацкого государства. Подразделения оккупантов разогнали демонстрацию, по ее участникам был открыт огонь. Один из студенческих лидеров Ян Оплетал был серьезно ранен и вскоре скончался.

Его похороны 15 ноября 1939 года снова переросли в акцию протеста. В ответ нацисты закрыли все чешские высшие учебные заведения, свыше 1200 студентов были арестованы и заключены в концлагерь в Заксенхаузен. Девятерых студентов и активистов студенческого движения казнили без суда 17 ноября. По приказу Гитлера все чешские высшие учебные заведения были закрыты до конца войны.

Студенческая акция протеста, 1939 год

Именно этот день стал официальным Днем Солидарности студентов во всех странах мира. Лишь через несколько десятилетий траурная дата превратилась в праздник. Сегодня учащиеся большинства стран считают 17 ноября днем объединения студентов всех учебных заведений, и, ненадолго забыв о грядущей сессии, «хвостах», дистанте и различных проблемах обучения в период пандемии, празднуют и делятся историями своего выбора будущей профессии. 

Павел Валиев, филиал Южно-Уральского государственного университета в Аше

Совсем молодой, но такой целеустремленный Павел учится на третьем курсе по направлению «Металлургия». Молодому человеку 20 лет, но он уже определился со своим будущим.

– Я учусь на третьем курсе Ашинского филиала ЮУрГУ, учебу совмещаю с работой (Павел слесарь-ремонтник на заводе -  прим. ред.). Форма обучения мне это позволяет. Наш филиал специализируется на дистанционном обучении, преподаватели работают онлайн, и у студентов есть возможность в любой момент задать интересующий его вопрос. Один из моих любимых предметов – «Металлургия черных металлов», а вот не любимые – это все, что связано с черчением. Со школы так пошло, что я черчение не люблю. Почему выбрал именно это направление? Центр нашего города – ПАО «АМЗ». Это предприятие черной металлургии, производства проката, термосов, столовых предметов. Знания, полученные в институте, я могу использовать непосредственно в работе.

Дарья Воробьёва, ГБПОУ Ашинский индустриальный техникум

16-летняя Дарья выбрала профессию «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». В целом девушке нравится новый распорядок дня, учеба в техникуме и сами преподаватели.

– Я думала, что учиться в техникуме будет трудней. Мне нравится, что преподаватели не очень строгие, а лекции интересные, свободная форма одежды. Ребята в группе хорошие, общительные, нам есть что обсудить. Классный руководитель у нас Ольга Николаевна Нусратова, она замечательная, добрая и отзывчивая. Может нас, как поругать, так и похвалить, всегда за нас стоит горой. А вот не нравится мне здесь то, что с пропусками все так серьёзно: нужно писать заявление и ходить собирать подписи, когда тебе плохо или срочно нужно уйти, ведь не всегда есть время заниматься этим обходом. Самые любимые предметы – это химия, биология и экология, так как я в этом хорошо разбираюсь и мечтаю в будущем поступить в медицинский.

Вероника Пономарева, Кубанский государственный аграрный университет

Вероника вот уже второй год живет и учится на Кубани. Челябинскую область с переменчивой погодой она поменяла на жаркий Юг и нисколько об этом не жалеет. Учится девушка кафедре «Виноградарство и виноделие».

– «Я выбрала это направление, потому что моя цель – нести радость в массы», – с такими словами я подала заявление о поступлении. В целом скажу, что год поступления и сдачи ЕГЭ прошел для меня, как в тумане. Почему именно Краснодар? Я не знаю и теперь уже никогда не пойму. Но в итоге это и не важно, потому что на Кубани мне хорошо. В целом мне нравится учиться, есть любимые предметы, а есть и не очень. Нравился предмет «история виноградарства и виноделия», потому что мы ездили на заводы и изучали рабочий процесс. Не нравится механизация и физика, в них есть много моментов, которые я не понимаю.

Алмаз Мурзагулов, ГБПОУ Ашинский индустриальный техникум

15-летний Алмаз учится на первом курсе на повара-кондитера. Он выбрал эту профессию, потому что с детства любил готовить. А научила его всем секретам его бабушка.

– Я ушел в техникум учиться после девятого класса. Пока от учебы только хорошие впечатления. Пары длятся дольше, чем уроки в школе. Это позволяет легче настроиться на работу по конкретному предмету. У большинства наших учителей высокая компетентность. Мои любимые предметы: психология, история, обществознание и математика. Они мне нравятся, потому что учителя объясняют все живо и достаточно лаконично, периодически разбавляя учебный процесс различными отступлениями. Мои нелюбимые предметы: биология и валеология. Я планирую более тщательно изучить психологию и бизнес-процессы, потому что поварское дело я больше рассматриваю, в качестве стартовых доходов или хобби.


Максим Бойко, филиал Южно-Уральского государственного университета

Еще один представитель сильного пола решил связать свою жизнь с металлургией. После школы Максим учился в индустриальном техникуме на факультете «Эксплуатация промышленного оборудования». Сейчас молодому человеку 23 года и он продолжает образование уже в вузе.

– Я учусь на втором курсе, на «Металлургии» в ЮУрГУ, потому что именно с ней свяжу свою жизнь. Все задание даются мне легко, учусь на отлично, преподаватели отзывчивые – всегда пойдут на встречу. Учусь заочно-дистанционно. Одним из любимых предметов является инженерная графика, а не любимым – история.

Стоит отметить, что сегодняшние студенты прилично отличаются от своих «коллег» прошлых лет. С одной стороны этому способствует технический прогресс и цифровизация мира, а с другой – все возрастающие требования общества, диктующие нацеленность на результат, личные достижения, а не братство и солидарность.

– Современные студенты от студентов прошлых лет отличаются своей практичностью,  – рассказывает заведующая кафедрой  «Социально-гуманитарные и естественно-научные дисциплины» Уральского филиала Финуниверситета Ирина Кравченко. – Им интересно всё, что может иметь материальную ценность. У них есть постоянное стремление к познанию нового, что выразилось в повышении уровня знаний – студент стал эрудированнее. Так же особое значение для студента сегодняшнего дня имеет цифровизация окружающего мира: приобретение новых знаний, знакомство и общение между сверстниками происходит в виртуальном пространстве. В результате изменяются коммуникативные навыки студентов.


– Говорить о достоинствах и недостатках системы высшего образования в России нужно, что называется «в рабочем порядке» – решать их планомерно и поступательно в течение всего времени, – отмечает доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУРГУ Лия Захарова. – А в праздник – поздравлять и восхищаться! Человек, который уже в 17-18 лет знает, чего хочет, кем быть и чем заниматься, вызывает у меня неизменное уважение. Но это скорее исключение, чем правило. Всем остальным придется пройти иногда очень витиеватый путь поиска себя и своего дела. Поэтому я желаю всем студентам быть смелыми, пробовать, ошибаться, но всё время двигаться. Когда преподаватель чувствует отклик, живой интерес у студентов, то желание делиться знаниями возрастает. Потухшие глаза все усилия сводят на нет, так что учеба и обучение – процесс обоюдный.

– В следующем году будет 20 лет, как я «выпустилась» из университета, а в этом – студенткой стала моя дочь, рассказывает – Полина Потапова, выпускница ЧГПУ (2001 г.), мама первокурсницы. – Что я могу сказать, глядя на неё и вспоминая себя в годы учёбы в вузе... Поскольку за этот отрезок времени изменилась сама жизнь, произошли трансформации и в психологии студентов. Очевидна разница в их подходе и к самой учёбе, и к общению друг с другом и с преподавателями. Молодёжь стала более адаптивной, мобильной, легко подстраивающейся под условия, диктуемые реалиями. Нужен тест? Не проблема, загуглим. Объявлен дистант? Ну ок, и это переживём. Чтобы что-то узнать/уточнить у преподавателя, не надо неделю собираться с мыслями и духом – бери и пиши преподу в личку.

А ещё современная молодёжь более толерантна, причём в отношении всего. Пусть и во времена моего студенчества (конец 90-х) товарищеские суды уже не устраивались, но «отголоски» этого мы в себе, в своём подсознании, ещё «слышали». Не то чтобы сегодня молодёжь меньше, чем мы раньше, стыдится чего-либо, но других, своих сверстников, они явно меньше стыдят. Принимают любые интересы другого человека, не устраивают шейминга за непохожесть или странность. Понятно, что у любой медали – две стороны, и ненарушение границ чьей-то свободы грозит вседозволенностью, но это уже отдельный, долгий разговор.

– Я вспоминаю свои студенческие годы, как насыщенную событиями и эмоциями пору, полную вдохновения, идей, познания нового и желания совершить множество открытий, – делится Ирина Тимофеева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики УрСЭИ. – Сегодня студенты более практичны, сосредоточены на себе. Этому отчасти способствует современная система образования. Она диктует свои требования, которым должны подчиняться и преподаватели и студенты. Но несмотря, ни на что, хотелось бы пожелать ребятам получать не только знания и навыки, но и развивать свои социальные связи. Вуз – это, в первую очередь, навык коммуникации, умения найти нужную информацию и стать отличным специалистом. И лучше всего это делать в компании единомышленников.

Интересные факты:

  • Японские студенты берут с собой на экзамены шоколадку Kit Kat в качестве талисмана. Такой необычный выбор обусловлен тем, что выражение «обязательно победим» (kitto katsu на японском) созвучно с ее названием.
  • Венгерский профессор архитектуры Эрне Рубик изначально задумал свой кубик как учебное пособие для студентов факультета архитектуры. С его помощью преподаватель хотел наглядно продемонстрировать пример пространственного воображения. Но как только кубик попал в руки учеников – студентов будапештской Академии прикладных искусств – популярность головоломки стала стремительно расти.
  • В Университете Нанта создали специальную комнату для студенческой сиесты. И теперь в любое время в течение дня каждый студент может зайти в неё и отдохнуть. В специальном помещении запрещено не только курить и громко разговаривать, но и слушать музыку, но самое главное – даже обниматься и целоваться. «Сонную комнату» в университете решено было открыть потому, что  многие студенты засыпали на лекциях прямо в аудитории.
  • После успешной сдачи сессии во многих российских университетах устраивают различные ритуалы: это и катания на тазиках с лестницы, и «костер из лекций» во дворе общежития. А похороны пройденных предметов – традиция Харьковского авиационного университета. С кастрюлями, сковородками, ложками и всем гремящим «оркестр» из сдавших экзамены студентов провожает коробку с конспектами до окна, куда всё вытряхивается. Самые популярные суеверия, связанные с экзаменом: не мыться перед экзаменом, попросить, чтобы тебя ругали, положить монетку в ботинок.
  • В России XIX века студентам в питейных заведениях писали на спине их адрес. Это даже описывается в одном из фельетонов Чехова. Швейцары ресторанов «Яр» и «Стрельна» узнавали у студентов, пока они еще могли ответить, адрес и писали его мелом на их спинах. Потом достаточно было сдать бесчувственные тела извозчикам, чтобы те доставили их до дома.
  • Самая длинная шпаргалка в мире – 600 м. Студенты потратили 16 часов на ее изготовление.

Фото: из открытых источников и личных архивов спикеров

Александра Смышляева, Ольга Ясинская



Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru