Поправки к Конституции РФ вступили в силу

Поправки к Конституции РФ вступили в силу

В субботу, 4 июля, вступили в силу поправки к Конституции России.

Указ об этом в пятницу, 3 июля, подписал президент РФ Владимир Путин. Текст измененного Основного закона опубликован на портале правовой информации , а также на сайте Кремля.

– Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, – говорится в документе.

Закон о поправке к Конституции РФ был принят Госдумой 11 марта и в тот же день одобрен Советом Федерации. Затем документ был поддержан законодательными собраниями всех субъектов РФ. В законе было прямо указано, что поправки вступят в силу лишь в случае их поддержки гражданами, об этом же неоднократно говорил глава государства. Общероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ стартовало 25 июня, основным днем было 1 июля. Согласно данным ЦИК, поправки поддержали 77,92% проголосовавших, против высказались 21,27%, итоговая явка по стране составила 67,97%.

Напомним, поправки к Конституции инициировал Владимир Путин. Идея внесения изменений в Основной закон была озвучена им в январе 2020 года в послании Федеральному собранию. По словам президента, они были необходимы для дальнейшего развития России как правового социального государства, «в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие». Большинство депутатов, главы парламентов и фракций поддержали идею внесения поправок в Конституцию.

Владимир Путин предложил закрепить приоритет Основного закона перед международными договорами, сократить число судей Конституционного суда, наделить новыми полномочиями Госдуму и Совет федерации, а также внести другие изменения. В итоге в документ было внесено 206 поправок, в частности — «обнуление» президентских сроков.

Ключевые из них касаются социальных вопросов. Они гарантируют защиту достоинства граждан и уважение человека труда, индексацию пенсий не реже одного раза в год, а также обеспечивают реализацию принципов социального партнерства в сфере трудовых отношений.

Кроме этого, теперь в Основном законе говорится о доступной и качественной медицине и что «государство также обеспечивает приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».

Конституция отныне налагает запрет на избрание президентом гражданина России, имеющего или имевшего гражданство другой страны либо вид на жительство там. Соответствующее ограничение распространяется на сенаторов, депутатов, высших должностных лиц регионов, руководителей федеральных государственных органов, уполномоченного по правам человека, судей, прокуроров и так далее.

Основной закон теперь находится в приоритете над международным правом, Конституционный суд может не исполнять решение международных органов, если они противоречат Основному закону.

Усиливаются полномочия Госдумы и Совета Федерации, которые вправе осуществлять парламентский контроль. Кроме того, вступает в силу поправка президентских сроков без слова «подряд». Они не учитывают число сроков, в течение которых президент занимал должность на момент вступления в силу поправки.

Сам президент, согласно поправкам, формирует Совет безопасности и Государственный совет России. Одним из изменений, предложенных Путиным, стал запрет на двойное гражданство и счета в иностранных банках для отдельных должностных лиц, включая главу государства.

После подписания указа о внесении поправок в Основной закон Путин заявил, что внесение изменений происходит, «без всякого преувеличения, по воле народа». Президент также анонсировал масштабную законотворческую работу, поскольку законодательство необходимо будет привести в соответствие обновленной Конституции. По словам главы комитета Думы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, изменения коснутся более 100 федеральных и конституционных законов.

— У нас в рабочей группе, конечно, наряду с подготовкой текста Конституции очень много предложений в её развитие. Мы считаем, что их нужно развивать, ничего не упустить, не забыть ни одного предложения. По нашим оценкам, потребуется изменить около ста, подчёркиваю, конституционных и федеральных законов. Мы их условно, пока предварительно, разделяем на сферы. Первая — это социальная, в том числе социальные гарантии, пенсии и пособия, поддержка института семьи, вопросы образования. Второе — это здравоохранение, наука и культура. Дальше — организация единой публичной власти, конечно же, вопросы государственной и муниципальной службы, законодательство о выборах. Четвёртый блок — это оборона, безопасность и неприкосновенность территорий. Пятая, тоже очень важная, — это развитие предпринимательства, частные инициативы, защита права собственности и, конечно, развитие некоммерческого сектора, развитие институтов гражданского общества.


Как отметила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Талия Хабриева, изменениям должно подвергнуться не только федеральное законодательство.


— Должна перенастроиться вся правовая система, поскольку поправки затрагивают все уровни организации и функционирования публичной власти. А коль скоро главным критерием её эффективности теперь становится социальное благополучие граждан, то это означает, поскольку гарантии его обеспечения находятся в компетенции и федеральных, и региональных, и муниципальных органов, то, соответственно, эти уровни тоже должны поменять свои акты.

По примерным подсчётам, если обратиться к законодательству субъектов, нужно уточнить, скорректировать не менее 650 уставов субъектов Российской Федерации, 557 законов. Самое очевидное направление актуализации – это те законы субъектов, которые касаются темы социальной занятости, оказания медицинской помощи, молодёжной политики, сельского хозяйства, местного самоуправления.

Есть ещё блок подзаконных актов, его пока не упомянули. Например, то, что касается постановлений Правительства Российской Федерации, – не менее 150 постановлений. Я в этом разделяю мнение своих коллег, что рабочая группа могла бы сохранить статус канала взаимодействия широкой общественности с субъектами законодательной инициативы. Потому что это могло бы дать нам возможность иметь объективную информацию, то есть получать из первых рук её, чтобы материализация конституционных новелл для граждан не носила формальный характер, а новые стандарты социального комфорта для людей вошли бы в повседневную практику органов власти и стали частью новой управленческой культуры.


Фото: kremlin.ru

Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Комментарии 1

  10:12, 5 июля
  Светлана
Я в шоке.
 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru