Учёные сделали открытие, которое поможет миллионам людей бросить курить

Удалось обнаружить клетки мозга, отвечающие за отвращение к никотину.

Ученые из университета Торонто в Канаде выяснили, какие клетки мозга отвечают за отвращение к никотину. Открытие поможет в создании новых методов лечения никотиновой зависимости, сообщает «Российская Газета», ссылаясь на материал издания PNAS.

Исследователям давно известно, что никотин оказывает двойственное воздействие на мозг: он может вызвать как удовольствие, так и отвращение. Однако ранее считалось, что противоположные эффекты вызваны тем, что никотин активировал рецепторы в разных частях мозга.

Команда ученых под руководством Тарина Гридера провела эксперименты на мышах и обнаружилось, что за эти ощущения отвечают две группы клеток (дофаминовые и ГАМК) - различные популяции нейронов, которые находятся в одной области мозга. За этой областью, называемой вентральной областью покрышки (VTA) среднего мозга. Именно за ней закреплены формирование привычек и система вознаграждения.

В опытах участвовали генетически модифицированные мыши без никотиновых рецепторов. Это значит, что животные не испытывают никаких ощущений от воздействия никотина - ни приятных, ни неприятных. Исследователи выборочно вводили им эти рецепторы искусственно. А после воздействия на них больших доз никотина тестировали поведение грызунов.

Выяснилось, что удовольствие вызывают нейроны, отвечающие за выработку ГАМК, а неприятные - те, что высвобождают дофамин. Примечательно, что открытие противоречит общепринятому убеждению, что дофамин отвечает только за удовольствия, положительные эмоции и служит частью «системы вознаграждения» мозга.

— Никотин поражает разные популяции нейронов в одной и той же области, откуда нейроны затем проецируются в разные участки мозга. Отвращение должно присутствовать постоянно, но чем больше курит человек, тем сильнее изменения его рецепторов и процессы передачи сигналов в системе вознаграждения мозга работы мозга. – заявляет руководитель исследования Тарин Гридер. Когда кто-то курит впервые, то никотин действует на все рецепторы VTA, стимулируя как удовольствие, так и отвращение. Но когда курение становится привычкой, меняется и работа мозга: вместо отвращения появляется тяга, вызванная нехваткой никотина. И организм переключается на удовольствие.

Исследователи сообщают, что, когда появляется никотиновая зависимость, меняется, по-видимому, и роль нейронов.

— При зависимости меняется система мотивации мозга, - продолжает Гридер. - Речь идет не только о том, чтобы чувствовать себя хорошо, а о том, чтобы смягчить негативные, когда в организме недостает никотина.

Это открытие поможет при лечении никотиновой зависимости. В основе метода может быть тот же подход, что и при лечении алкогольной зависимости: пациентам вводят препарат, который вызывает тошноту при употреблении алкоголя.