Архитектурные сооружения, пережившие несколько исторических эпох, зачастую обрастают не только мхом, но и легендами, причем с мистическим уклоном. Особенно «приживается» мистика там, где здания возводятся на месте бывших церквей и кладбищ. Именно в таких местах обитают призраки, о которых пойдет речь.
Призрачный силуэт, идущий сквозь каменные стены в туман, леденящий душу вопль в полночь, таинственно мерцающий огонек — все это отнюдь не из области фантастики. История Челябинской области содержит множество ужасных преступлений, а также — исторический след самых разнообразных личностей, чей невероятный жизненный путь, полный авантюр и преступлений, не мог кануть в вечность просто так. И на всем этом фоне существуют особые места, которые словно являются таинственной дверью между двумя мирами.
Немногие знают, но Оперный театр построен в прямом смысле на костях. Во времена, когда Челябинск был еще крепостью, место, которое в наши дни считается центром города, считалось окраиной, и именно здесь хоронили усопших жителей. В 1996 году рабочие прокладывали пожарный водовод к Картинной галерее через площадь перед Оперным театром и экскаватором зацепили старинный гроб, сохранившийся лишь потому, что был сделан из лиственницы. Так было найдено кладбище, основанное, вероятно, спустя три года после появления крепости. Всего на месте старого погоста было найдено более 100 погребений. Археологам попадались могилы взрослых, но встречались и останки детских захоронений. Все найденные фрагменты человеческих костей были перезахоронены на Митрофановском кладбище, но историки полагают, что обнаруженное кладбище имело значительно большие размеры и многие усопшие до сих пор лежат под покровом брусчатки шумной улицы Кирова. Еще при строительстве рабочие жаловались, что им постоянно что-то мешало работать. Например, ночами они замечали силуэты или слышали голоса. Когда театр был полностью построен, его работники тоже стали жаловаться на голоса, видения и странные звуки. В первое время очень часто менялись сторожа, которые уверяли знакомых, что не могут выдержать соседства с призраками. По их предположениям, это души потревоженных усопших.
Здание было построено полтора века назад на историческом месте. Раньше на этой земле возвышались стены Чебаркульской крепости, которые потом сменились особняком Рохмистровых. В годы Революции дом был национализирован. И вот здесь история здания уже более интересная: отдел милиции, отдел кинофикации, военкомат, паспортный стол. В 90-х годах прошлого века в здании был сделан косметический ремонт, однако планировку не меняли. Здесь обосновалось управление культуры Чебаркульского района. Сотрудники стали замечать, что дом живет своей жизнью и в нем часто слышны загадочные звуки. Так, во время ночных дежурств, местные сторожа рассказывают, что в доме часто можно услышать шорохи призраков и даже увидеть дружелюбное привидение женщины в белом платье, которое не вредит людям, а старается предупредить об опасности. Как уточняют сторожа, шаги привидений и загадочные звуки обычно слышны в районе кухни, откуда, затем, доносятся «ароматы невидимых блюд». Если верить данным, то привидением женщиной в белом платье может вполне оказаться Екатерина Рохмистрова. Современники характеризовали ее как истинную казачку: была она высокая, статная, с живым умом и твердым характером. Видимо, дух Екатерины Дмитриевны отказался покидать родные стены и стал хранителем дома.
Одной из самых загадочных достопримечательностей Челябинска является заброшенное здание «элеватора государственного Банка», которое находится в самом центре города. Совсем недавно возраст здания перевалил вековой рубеж. Трудно поверить, но еще 70 лет назад оно считалось главным архитектурным символом города и его визитной карточкой. Теперь же, как известно, элеватор кардинально сменил «имидж», став скорее сосредоточением всего мистического. Забытый исполин приковывает к себе внимание со стороны любителей мистики, паранормальных явлений, «руферов», «диггеров» и прочих искателей приключений. Важно отметить и то, что от сооружения сегодня осталась лишь его центральная часть: две примыкающие конструкции были разрушены полностью.
О том, что в заброшенном здании ощущается чье-то невидимое присутствие, говорили многие посетители. Некоторые из них ощущали чей-то тяжелый «взгляд», кто-то чувствовал странный холодок, который пробегает по спине даже в теплую погоду, кто-то слышал странные звуки. Но подтверждению этим случаям «контакта» с чем-то неизведанным, разумеется, нет.
Здание хранит множество тайн и легенд. Одной из основных и, разумеется, самой ходовой является легенда о приведениях, обитающих в застенках элеватора. По легенде в застенках элеватора, был спрятан клад, причем, затаил ценности некий банкир, работавший в администрации элеватора. Он задолжал крупную сумму кредиторам, при проведении операций с зерном. Кредиторы не давали ему спокойно жить, и в один из моментов незадачливый банкир решил свести счеты с жизнью, а чтобы остатки богатства не достались докучавшим его кредиторам, затаил все в застенках элеватора, замуровав богатство в стену. Ни об оценочных размерах, ни о содержимом клада информации нет, как нет и подтверждения факта существования банкира, но, тем не менее, легенда получила «путевку в жизнь» и многие из любителей приключений отправляются в застенки элеватора с целью разбогатеть, найдя таинственный клад. Кладоискателям до сих пор не улыбнулась Фортуна, но некоторые из тех, кто попытал счастья, вместо богатств совершившего суицид банкира, получили настоящий нервный срыв. Якобы до сих пор неупокоенная душа бродит по заброшенным коридорам, охраняя свое богатство. Также говорят, что в подземельях элеватора обитает Царь-крыса — громадных размеров грызун. Также очевидцы утверждают, что на стене есть надпись на латыни, связанная с чем-то дьявольским.
Усадьба Демидовых или, как его называют местные жители, Белый дом — это единственная дворцовая постройка, сохранившаяся на Южном Урале. Справа к нему примыкает старейшее промышленное предприятие Челябинской области — Верхне-Кыштымский завод, где сохранились кричный и литейный цеха, плотина с кладкой XVII века, а также старейшая гидросистема страны. Усадьба была основана Никитой Демидовым в 1757 году. Она расположена в центральной части города на возвышенном берегу заводского пруда. Дом Демидовых принимал балы, приемы, здесь проводили городские елки, читали первые серьезные книги и проводили выставки. Согласно различным легендам, в нем существовала потайная комната, а заводчики и управляющие прямо из дома могли попасть на завод или в город с помощью подземных ходов. В Белом доме хранилась коллекция минералов, впечатавшая известного химика Дмитрия Менделеева, бывавшего в Кыштыме на рубеже веков. С 1995 усадьба Демидовых в Кыштыме была закрыта на реставрацию. До 2007 года в ней размещались фонды Кыштымского историко-революционного музея. В этом году ровно десять лет как усадьба имеет статус строительного объекта, а доступ на площадку закрыт.
В начале XIX века управляющим завода был Григорий Зотов. Будучи простым крепостным он сделал головокружительную карьеру, дослужившись до управляющего Верх-Исетским заводом, после получил вольную от своего хозяина Яковлева и стал управляющим Кыштымского завода. Он был жестоким и нещадно эксплуатировал крепостных, выжимая из завода сверхприбыли. По легенде, он не щадил даже женщин и детей и использовал их труд на производстве. Провинившихся он держал на цепях в в подземельях усадьбы, а в подвалах одной из дозорных башен была устроена пыточная. Людей мучили до смерти, а трупы Зотов приказывал зашивать в рогожные кули и топить в пруду. Говорят, что их души по сей день ходят по Белому дому.
На мусоросжигательном заводе в Чурилово, который не могут достроить с 1996 года, часто видят призраков. Существует городская легенда, что там погиб человек: в один из последних дней, когда работы уже сворачивали, произошел несчастный случай — таинственно пропал рабочий. По рассказам местных жителей, именно призрак погибшего рабочего живет на заводе. За ним постоянно охотятся сталкеры, так называемые любители привидений, и прочие любители острых ощущений. Одному из таких «охотников» удалось заснять на видео белую тень, которая убегает от оператора сразу после того, как она появляется у него в кадре. Этот случай нельзя назвать единичным. Многие обитатели здешних мест утверждают, что уже не раз замечают на заброшенном заводе необычных существ, странные звуки.
Видео: 1obl
Здание было построено в середине XIX века неизвестным архитектором. В 1879 году миасский золотопромышленник, меценат, почетный гражданин Егор Симонов покупает городскую усадьбу у вдовы титулярного советника Чащихиной. Сносит старые деревянные усадебные постройки, оставив при этом только жилой двухэтажный дом, построенный из кирпича, фасад которого был украшен ажурным металлическим балконом. В 1880-е годы было закончено строительство нового большого кирпичного дома-дворца в стиле эклектики. После революции усадьба была национализирована. В доме Симонова в разные годы находились краеведческий музей, Златоустовский педагогический техникум, вспомогательная школа и другие учреждения. В 1995 году в здании вновь разместился городской краеведческий музей, который действует по сей день. От богатого интерьера сохранилась лишь парадная лестница главного входа. В 2002 году впервые были услышаны шаги и странные звуки, которые на протяжении месяца пугали персонал музея. Директор учреждения по совету знакомой «поговорил» с духом: поздоровался, пригласил в гости и извинился перед ним. После этого звуки прекратились.
На следующий год в музей приехала питерская выставка восковых фигур «Настоящая эротика». С первых же дней с ее экспонатами начали происходить странные вещи. По словам куратора выставки, специально поставленные и направленные на фигуры проекторы, каждый день кто-то разворачивал в противоположную сторону. А также сидящая фигура Марлен Дитрих внезапно упала, в результате чего вдребезги разбилось ее лицо и экспонат к восстановлению был не годен. Проведя расследование и посмотрев на камеру, сотрудники увидели, что ближе, чем на два метра к экспонату никто не подходил. Подозрение сразу же пало на умершего хозяина дома, предполагают, что ему не понравилась специфическая выставка.
Множество тайн хранит здание, которому уже более 119 лет. Впервые оно упоминается 1 июля 1899 года, когда крестьянская дочь Прасковья Юдина покупает дом у вдовы священника Елены Авраамовой. Во владение Прасковья получила небольшой двухкомнатный дом, погреб, конюшню и сарай для телег, крытые железом. Уже в 1905 году на дворе значился деревянный палубленный дом в шесть комнат. Помимо старых надворных построек добавилась «прачешная». Усадьба стала самой дорогой в этой части улицы и оценивалась в 1000 рублей. Дом был собственностью Юдиной ещё в 1916 году, а по документам 1920-х годов он уже проходил как бывший двор Лоренсова: предположительно, в 1917—1918 годах усадьба была приобретена у Юдиной или её наследников Всеволодом Лоренсовым, владельцем изразечного завода.
В 1923 году этот дом был муниципализирован Управлением коммунального хозяйства Челябинска. Всеволод придал дому необычный вид, напоминающий одновременно старинные русские терема и солидные особняки. Однако с течением времени фамилия «Лоренсов» была искажена до «Ларинцев» и в таком виде попала во многие документы. В настоящее время информация, кочующая из одного источника в другой, сделала устоявшимся название «особняк Ларинцева». В 1930 годах здесь функционировал военкомат Центрального района, после Великой Отечественной войны здесь располагались различные учреждения, в 1992 году здесь начала работать частная фирма. В дальнейшем дом приобрела фирма «Медиком», а после её банкротства в особняке расположилась Служба судебных приставов. В 2010 году дом занял Союз журналистов России за символическую плату, а уже на следующий год был выселен. Ныне здесь находится Центр развития туризма региона.
Существует несколько легенд, связанных с этим домом. Одна из них опирается на объективные факты — из-за частой смены обитателей дома считается, что «дух» дома выгоняет чужаков прочь. Многие из тех, кто бывал в этом здании, замечали странные шаги, скрипы дверей, позвякивание посудой и подобные проделки нечистой силы. Другая легенда более позитивная, она о «духе-хранителе». Например, однажды в комнату залетела шаровая молния и какое-то время висела в воздухе. Свидетелями этого были несколько людей. Но она ни в кого не ударила, а просто улетела, оставив на память о себе след в стене. Поговаривают, что призрак хозяина дома отвел от дома беду.
Возраст здания перевалил уже вековой рубеж. История этого дома полна легенд. Одна из них — здесь раньше была пересыльная тюрьма и в ней находился в 1903 году в заключении Сталин. И не только «вождь народов» побывал в этом здании, но и многие другие революционеры. По второй легенде, в начале XX века часть тюремных построек снесли для строительства государственного банка, который начал свою работу в октябре 1912 года. Но со временем черная аура преступного мира так и не рассеялась. До сих пор говорят, что по ночам рядом с парламентом можно услышать шепот бывших заключенных, хриплый смех и звуки гремящих кандалов.
Дом был построен в 1907 году, с 1917 года в нем с женой и маленьким ребёнком проживал Самуил Цвиллинг — председатель Челябинского городского Совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 году, председатель городского комитета РСДРП. По слухам, именно в этом здании товарищ Цвиллинг зарубил топором местного полицмейстера. А после, ни много ни мало, организовал революцию на Южном Урале.
Местные старожилы рассказывают, что не раз видели призрак изрубленного полицмейстера. Очевидцы уверяют, что он молча расхаживал рядом с домом, а после исчезал в тумане. Предполагают, что теперь он обречен вечно скитаться за то, что поднял руку на товарища Цвиллинга. Однако подтверждение кровавого преступления, совершенного организатором революционного движения на Южном Урале найти не удалось.
Строительство дома было начато оренбургским купцом Аврумом Бреслиным в 1912 году. Аврум Беркович был состоятельным и уважаемым человеком. Особняк он построил как доходный дом, здесь сдавались квартиры, размещались типография и переплетная мастерская, которыми ведала его супруга. Известного челябинского деятеля и его жену часто связывали с занятиями спиритизмом. Согласно легендам, вместе с актерами они проводили сеансы в подвалах своего особняка. Из советских хозяев особняк Бреслина дольше всех занимал Театр юного зрителя. После переезда его в Народный дом, хозяевами по-прежнему остались театралы, а затем въехал новый Камерный театр. Когда проводили ремонт и реставрацию особняка, наткнулись на подземный ход, ведущий к опере, а в прошлом — к собору. В результате этой находки в городе родилась легенда, рассказывающая о том, что во время раскопок были замечены тени, появляющиеся в самых дальних уголках подземелья: возможно, это прежние хозяева дома охраняли какие-то тайны, скрытые под завалами. Однако, зачем купцу понадобилась столь экзотичная коммуникация, до сих пор остается загадкой. Вокруг этого существует много легенд. Одна из них говорит о том, что Миасская долина была весьма золотоносной, и что Бреслин пытался найти золотую жилу. Согласно другой версии — подземный ход ничто иное, как тоннель с конным торговым путем.
Александра Смышляева
Фото: Мария Батухтина, Ирина Волик, Ольга Булатова