U24 продолжает рассказ о южноуральцах, переехавших в другие страны. Сегодня мы хотим рассказать вам историю Аллы Баутиной, которая теперь живет в Праге, где ее «Ласточка» свила целых пять «гнезд»-магазинов. И у каждого - свое лицо и характер.
Алла родилась и выросла в Миньяре и после окончания университета несколько лет проработала по специальности, учителем начальных классов. Но из-за кризиса 90-х годов решила заняться бизнесом. Сначала открыла небольшую палатку на рыке по продаже конфет, а позже приобрела собственный киоск, в котором продавались продукты питания. В 1999 году она вместе со своей семьей переехала в Прагу, где решила продолжить свое дело.
— Мы начинали как обычный чешский магазин, и так работали семь лет. Это и позволило потом, когда магазины стали специализироваться на русских продуктах, удержать покупателя-чеха. Чехия — страна совершенно другого порядка, нежели Россия. Незнакомое этот народ воспринимает с осторожностью и любопытством. В еде, кстати, тоже абсолютно неприхотливы. Несмотря на обилие ассортимента продуктов в магазинах, они любят готовить свои национальные блюда. Мало едят рыбу, а привычная нам гречка, им незнакома в принципе. Из излюбленного — картошка, макароны, мясо и овощи. Огромный ассортимент молочной продукции, особенно йогуртов. А вот шоколадных конфет, которые продаются на развес практически не встретишь. Селедочку в бочках тоже в чешских магазинах тебе не предложат.
Еще одна национальная особенность чехов — употребление пива. Недавно видела газету, где была приведена статистика, что на каждого чеха (включая грудных и новорожденных детей), приходится от 80 до 100 литров любого алкоголя в год. И это подтверждает тот факт, что каждые теплые выходные (особенно летние), на набережной образуется огромное скопление народа, все что-то пьют, болтают и веселятся, сидят прямо на камнях, свесив ноги к воде, и просто наслаждаются жизнью.
По мнению Аллы, другая особенность — чехи плохо идут на контакт. Между собой они очень общительны и дружелюбны, но если ты не можешь с ними поговорить на их языке, интерес к тебе пропадает. Понимать, о чем люди говорят, я стала почти сразу. Чешский язык относится к языкам славянской группы, а потому особых проблем в его изучении не было. Многие слова очень похожи на русские. Например: собака — это pes (пэс), почти как пес или бабушка — babička (бабичка). Так что, выучить язык не составило никакого труда. Кстати, «наших» они узнают моментально. Сначала я не понимала, в чем причина, а теперь и сама могу вычислить русских из толпы обычных туристов. Все дело в манере поведения и внешнем виде — русские, куда бы ни шли, стараются одеваться с иголочки, вычурно и дорого, что смотрится крайне нелепо и вызывающе относительно местного менталитета.
Как рассказывает Алла Баутина у каждого из ее магазинов есть свое лицо и свой характер.
В 2012 году фирма открыла и интернет-магазин «Ласточка». Этот идея принадлежит дочери Аллы, Ольге.— Магазин на улице Рокицанова расположен в тихом месте, среди покупателей много украинцев-народ обстоятельный любит покупать не спеша, не прочь побеседовать с продавцами, обсудить и товар и дела житейские. На Французской улице, наоборот, оживленно, среди покупателей 50% чехов. Магазин на Гурке, в районе кучного проживания русскоговорящих, отличается повышенным спросом на колбасу «Докторскую» и на продукты, скажем так, тяжелой артиллерии: пельмени, селедку, водку. Там не балуются, а питаются! Часто покупают подарочные шоколадные наборы, алкогольные, в подарок чешским друзьям, коллегам.
— Она и реализовала ее. А все начиналось со странички в Интернете. Уже туда поступало много заказав из Остравы, Брно, Моравии. Вот мы и пошли навстречу клиентам. В интернет-магазине есть информация о товарах, участвующих в акции. Они у нас постоянные, этому я у чехов научилась.
Как и у любого магазина у «Ласточки» есть товар-гвоздь.
— Это всегда старые добрые товары, не нуждающиеся в рекламе, например мороженное — это хит на все времена! Раскупили у нас все формы для выпечки печенья «Орешки». Чешский покупатель берет помалу, но в ассортименте, зато часто заходит, и главное-делает рекламу среди своих знакомых, он ходячий рекламный агент. Чехи индивидуалисты. Он себе (именно себе одному) купит 50-граммовую баночку икры. Наши земляки берут солидную банку, чтоб семье, гостям хватило. Вот икорными банками и измеряется размах души.
Но и мы не могли не поинтересоваться, как повлияли на работу сети санкции против России и политическая ситуация в целом.
— Да, санкции повлияли. Снизился ассортимент российского товара, поставки забуксовали. Поначалу было даже такое, что мы кондитерские изделия из России стали заменять продукцией из Прибалтики и Украины. Сейчас ситуация выровнялась и объемы восстановились. Что касается покупателей, то бойкот нам никто не устраивал. Коллектив у нас русско-чешский-украинский, покупатель-тоже. Мы их не сортируем, нам все дороги.
Ну, и как любой русский человек, Алла постоянно вспоминает о родной Аше, о маме, которая там живет и о друзьях молодости. Иногда, как она говорит, себе задаю вопрос: «Может нужно было остаться дома, ведь где родился, там и пригодился? Но кто бы тогда накормил чехов селедкой и пельменями?»
Елена Кулигина
Фото: из архива семьи Баутиных