Конарева Олеся Викторовна
Юрист, специалист по вопросам ЖКХ

елена     20:03, 19 марта 2014
Вопрос
Здравствуйте! У меня с потолка капает вода (пятый этаж), подскажите куда обратиться? Возможно протекает крыша!
Ответ
Здравствуйте, Елена!
В целях определения причин, по которым с потолка может капать вода необходимо обратиться в управляющую компанию для привлечения ее работников, которые должны провести обследование квартиры: осмотреть потолок, провести обследование кровли, оценить их состояние. По результатам осмотра составить акт, определить перечень необходимых работ для ремонта, произвести ремонтные работы.
Рекомендуем Вам воспользоваться возможностью отправки с сайта заявления о проблеме «Протекает крыша» в Вашу управляющую компанию, а в случае бездействия с ее стороны направить жалобу в контролирующие и надзорные государственные органы.
Для этого в разделе «Наш город» - «Заявление по проблеме» - «Наш дом» найти проблему «Протекает крыша», либо скопировать и перейти по следующей ссылке:
http://u24.ru/gorod/claim.php?cmd=intro&rid=6&id=28

Крыша жилого дома относится к общему имуществу собственников дома и управляющая организация обязана содержать и ремонтировать протечки крыши в течение суток с момента обнаружения дефекта.
В случае протечки крыши жильцам необходимо обратиться в аварийно - диспетчерскую службу управляющей компании, сообщив о возникшей проблеме. После подачи заявления недочеты должны быть устранены работником управляющей компании не позднее чем на следующий день.

Ниже приведены ссылки на нормы действующего законодательства, регулирующие данный вопрос, которые также можно использовать при подаче заявления или жалобы.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирными домами должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В состав общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, включаются крыши.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Согласно пункта 11 содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальные ремонт подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в срок равный одним суткам.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм обязанность по ремонту крыши (протекающей кровли) возложена на Управляющую компанию, занимающуюся содержанием общего имущества многоквартирного дома.

В случае если управляющая организация не предпринимает должных мер для решения возникшей проблемы, жалоба на ее действия (бездействие) может быть направлена в контролирующие и надзорные органы, которые наделены полномочиями по проведению проверок соблюдения требований действующего законодательства:
1. Государственная жилищная инспекция по Челябинской области,
электронный адрес для обращений:
http://www.minstroy74.ru/feedback/

2. Прокуратура Челябинской области,
электронный адрес для обращений:
http://www.chelproc.ru/internetroom/linkwithproc/

К данному заявлению необходимо приложить доказательство направления в УК заявления о выявленных недостатках: это может быть копия заявления с отметкой о принятии, либо почтовое уведомление, в случае направления письма почтой.
Ваше письмо будет являться основанием для проведения выездной проверки по изложенным фактам и привлечения компании к административной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом «Об обращениях граждан» ваше заявление должно быть рассмотрено государственным органом в течение 30 дней и направлен мотивированный ответ, который в случае Вашего несогласия с ним может быть обжалован.
Если данные действия не привели к требуемому результату, собственник квартиры вправе обратиться с иском в суд о взыскании вреда причиненного действиями (бездействием) управляющей компании, а также о понуждении управляющей организации произвести ремонт.
В качестве примера приведу ссылку на один из судебных актов, по которому на управляющую компанию возложена обязанность произвести ремонт кровли, взыскать убытки, компенсацию морального вреда.
http://www.logos-pravo.ru/page.php?id=1871

Галина     23:45, 13 марта 2014
Вопрос
В квартире не работает полотенцесушитель. Неоднократные обращения в ЖЭК ничего не дали, пришли , посмотрели и сказали \"ищите по соседям, наверное кто-то перекрыл\". Подскажите, есть ли какие-то Санитарные нормы или Положения по этому вопросу. И обязан ли ЖЭК заниматься этим вопросом.
Ответ
Здравствуйте Галина!

В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов принятых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, организация, предоставляющая потребителю коммунальные услуги, обязана самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, а также производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Поскольку полотенцесушитель обычно подключается к трубе горячего водоснабжения, то на данное устройство распространяются указанные выше Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и санитарными нормами российского законодательства (СанПин 2.1.4.2496-09), температура горячей воды должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Согласно Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения, газоснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных эксплуатационных предприятий коммунального хозяйства, осуществляется силами этих предприятий. Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму. Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления. Неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) устраняются немедленно.
Управляющая компания при проведении проверки по Вашей заявке и установлении факта негреющего полотенцесушителя должна была составить соответствующий акт, в котором указать дату и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
На основании проведенной проверки управляющая организация обязана принять незамедлительные меры по устранению выявленных недостатков, более того, по заявлению собственника выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги.

В случае, если выявлено, что полотенцесушитель перестал работать по вине кого-либо из соседей, то такие действия соседей являются незаконными, нарушающими права и законные интересы остальных соседей, так как стояки отопления относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Такие соседи самовольно и незаконно препятствуют передаче теплоносителя по системе теплоснабжения, т.е. препятствует доставке тепловой энергии в квартиры соседей.
В данном случае, Вы можете обратится в органы государственного жилищного надзора с просьбой принять меры к владельцу квартиры, который самовольно перекрыл отопление и о привлечении к административной ответственности управляющую домом организацию, которая не принимает необходимых мер. Для этого необходимо направить жалобу в «Государственную жилищную инспекцию» (ГЖИ) Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, должностные лица которой являются государственными жилищными инспекторами и вправе провести проверку соблюдения лицами требований жилищного законодательства. Жалоба может быть направлена в электронном виде по адресу:
http://www.minstroy74.ru/feedback/new.php
Согласно ст. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В связи с тем что управляющая организация обязана предоставлять жителям коммунальные услуги в силу договорных отношений с энергоснабжающей организацией и соответствующих норм права, то она может быть привлечена к административной ответственности.
(В качестве дополнительной информации можно ознакомиться с примером обсуждения по аналогичному вопросу на одном из форумов по следующей ссылке:
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=101356
Наталья     17:19, 13 марта 2014
Вопрос
Артём Александрович, спасибо за оперативный ответ! Жилищная испекция второй месяц "занимается" нашим вопросом, скинув всё на управляющую организацию, которая не знает что с этим делать. Перепланированный магазин скоро начнет работать, а мы ни как не можем дождаться реагирования властей.Написала снова письмо главе Администрации МГО на вашем сайте!!!
Ответ
Уважаемая Наталья!
В целях проверки законности выполняемой перепланировки магазина и правомерности действий (реагирования) указанных Вами организаций, полагаю возможным обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры. В данном заявлении необходимо перечислить факты нарушения прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома действиями по самовольной перепланировке (переустройству) помещения. Также указать, что были направлены обращения о проведении проверки и принятии мер в компетентные органы, однако нарушения до сих пор не устранены, в чем усматривается незаконное бездействие данных организаций (приложить, имеющиеся обращения и ответы на них).
По Вашему заявлению будет проведена проверка и при необходимости приняты меры прокурорского реагирования. В том числе, у органов прокуратуры имеется право в установленных случаях обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Наталья     13:05, 11 марта 2014
Вопрос
Здравствуйте Артём Александрович!
Обращалась к Вам за консультацией по поводу незаконной перепланировки магазина, находящегося в МКД (11 февраля). После этого обратилась в интернет-приемную главы МГО с вопросом - Оформлялось ли в администрации разрещение на перепланировку. Ответ - не оформлялось. Реагирования на наш сигнал о незаконной перепланировки со стороны администрации не будет, т.к. это не входит а её компетенцию. Как же так происходит, что местная администрация не контролирует вопросы перепланировки, а для согласования и получения разрешения нужно обращаться в органы местного самоуправления. Может быть Вы проясните мне эту ситуацию. Спасибо.
Ответ
Уважаемая Наталья!

Не могу согласиться с приведенным Вами ответом администрации, поскольку полномочия органов местного самоуправления в части согласования переустройства (перепланировки) жилых помещений, а также в решении вопросов о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов недвижимости определены положениями действующего законодательства, а именно: главой 4 Жилищного кодекса РФ, статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Требованиями ст. 29 Жилищного кодекса РФ установлено, что по иску органа, осуществляющего согласование перепланировки (переустройства) жилого помещения, в случае осуществления незаконной перепланировки (переустройства) помещения суд может принять решение, в том числе о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Последствия самовольной реконструкции объекта недвижимости определены в статье 222 Гражданского кодекса, которой установлено, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Правом на обращение в суд о приведении самовольно реконструированного нежилого помещения в первоначальное состояние также обладают органы местного самоуправления (местная администрация) по причине наличия у них полномочий по контролю за осуществлением строительства (реконструкции) объектов недвижимости на территории муниципального образования.
Кроме того, возможность подачи таких исков подтверждается обширной судебной практикой по аналогичным делам, в качестве пример могу привести ссылку на следующий документ:
http://actoscope.com/yufo/volgogradobl/oblsud-vol/gr/3/sud-ne-obosnovanno-otkazal-v-i06072011-2554713/
Подтвердить факт осуществления незаконной перепланировки (переустройства) нежилого помещения возможно, в том числе при проведении проверки Управлением «Государственная жилищная инспекция» Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, которое вправе привлечь собственника помещения к административной ответственности за нарушение требований жилищного законодательства.

Таким образом, органы местного самоуправления при наличии тому оснований вправе обратиться в суд с требованиями о приведении самовольно реконструированного жилого, либо нежилого помещения в первоначальное состояние. Также с указанными требованиями в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо, чьи права оказались нарушены данными незаконными действиями, включая собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
татьяна     23:53, 1 марта 2014
Вопрос
арендаторы нежилых помещений находящихся в многоквартирных домах,как и жители принимают долевое участие в содержании жилфонда по тарифу10.33 кв.м .У меня вопрос: должны ли эти деньги поступать на счет дома?
Ответ
Здравствуйте Татьяна!
В данном случае, необходимо отметить, что арендаторы нежилых помещений находящихся в многоквартирных домах не обязаны принимать участие в содержании общего имущества МКД, в связи со следующим.
Жилищный кодекс РФ не делает различия в правовом статусе жилого и нежилого помещения, возлагая равные обязанности и наделяя равными правами собственников как одного, так и другого. В силу п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны наравне нести бремя расходов на содержание общего имущества. Это бремя должно быть соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество.
При этом, плату за содержание, текущее обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме управляющей компании должны вносить собственники помещений этого дома, а не арендаторы.
По договору аренды арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 606 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ на арендатора возлагается обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Что касается обязанностей арендатора по несению расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, то в законе они не прописаны.
Обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома возложена собственниками помещений на управляющую компанию. При этом договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией в силу положений ч. 1 ст. 162 ЖК РФ заключают собственники жилых и нежилых помещений в таком доме. Арендаторы нежилых помещений не состоят в правоотношениях с управляющей компанией. Поэтому они не могут выступать в качестве стороны договора управления многоквартирным домом (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 16646/10).
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения и несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Как установлено ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Следовательно, лицо, обладающее на праве частной собственности помещением в многоквартирном доме (жилым или нежилым), обязано участвовать в расходах на содержание общего имущества такого дома. Соответственно, и плату за содержание, текущее обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме управляющей компании должны вносить собственники помещений этого дома.
Из содержания ст. 210 и п. 2 ст. 616 ГК РФ следует, что собственник может возложить на арендатора на основании договора с ним несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Однако возникшее обязательство будет связывать лишь стороны данного соглашения: собственника нежилого помещения (арендодателя) и арендатора, на которого собственником возложена данная обязанность. Поэтому неисполнение арендатором возложенной на него договором обязанности нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме приводит только к возникновению права требования собственника имущества (арендодателя) к арендатору исполнить это обязательство перед собственником (не перед управляющей компанией), но не освобождает собственника имущества от обязанности, возложенной на него ст. 249 ГК РФ.
Таким образом, арендатор не является лицом, обязанным вносить управляющей компании плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома даже при наличии такого условия в договоре аренды; свои обязанности по договору аренды арендатор исполняет перед арендодателем.

По вопросу поступления денежных средств по статье «содержание и ремонт» на счет многоквартирного дома: такое возможно при наличии у дома собственного лицевого счета и принятого общим собранием собственников МКД решения об обязанности управляющей компании вести такой лицевой счет. При этом в договор управления домом вносится пункт о том, чтобы деньги за содержание и текущий ремонт, поступают на лицевой счет многоквартирного дома.

Задать вопрос


На указанный e-mail будет отправлено уведомление при поступлении ответа.
 >> 
Введите число, изображенное на картинке.

Народный контроль

Если вы увидели ДТП или коммунальную аварию - пришлите нам информацию об этом