Режиссер Дмитрий Тюрин о своих первых фильмах, профессии и показе в Каннах

Режиссер Дмитрий Тюрин о своих первых фильмах, профессии и показе в Каннах

О своем творческом пути режиссер фильмов «Рубеж», «Любовь без ограничений» и других работ рассказал нашему корреспонденту. 

Дмитрий Тюрин родился в Нижневартовске, но вскоре его семья переехала в маленький уральский городок – Аша. Родители мальчика были из простых рабочих  папа металлург, мама телефонистка. С самого детства у Дмитрия была страсть к творчеству. В шесть лет, когда он играл в солдатиков, то увлеченно расставлял войска и разыгрывал настоящие баталии. Уже в то время Дмитрий жалел, что никто не видит эту крутую «заварушку». Тогда маленький мальчик решил зарисовывать сражения. Найдя рулон бумаги для утепления деревянных оконных рам, который был похож на кинопленку, Дмитрий начал вырисовывать кадры. А по вечерам усаживал родителей на диван, и показывал «кино», рассказывая, что происходит на импровизированном экране. 

— Родители не обратили внимания на мое увлечение, и, даже, не могли подумать, что я стану режиссером, — рассказывает Дмитрий.

Первый литературный дебют у Дмитрия состоялся в десять лет. Он написал фантастический рассказ о различных планетах и жизни на них, который опубликовали в местной газете. Дмитрий не мечтал о кино. С 14 лет он играл в местных группах на барабанах, и хотел стать настоящим профессиональным барабанщиком. Но все изменилось в один момент, когда он у друга увидел заводную любительскую кинокамеру «Кварц». Дмитрий предложил своим друзьям музыкантам снять клип. Клип так и не сняли, но именно домашний кинопроектор открыл ему чудо синематографа: в комнате, на белой стене вдруг появляются люди, и с ними что-то происходит.

Закончив ашинскую школу №6, Дмитрий поступил в Уфимский нефтяной институт на специальность «Горный инженер бурения». После окончания год отработал мастером капитального ремонта буровых скважин в поселке Нижнесортымском (Сургутский район). С каждым годом в нем росло и крепло желание снимать. В 2000 году после службы в армии он четко осознал, что свою мечту нужно воплощать в жизнь, так он поступил в Институт кино и телевидения в Санкт-Петербурге. 

— Уже учась в институте, я узнал, что самостоятельно прошел весь тот путь, который прошел кинематограф, начиная от братьев Люмьеров, через документально кино, через первый покадровый сценарий. Непроизвольно я изучил эволюционный путь кино, это был очень занятный эксперимент, — говорит Дмитрий. 

В 2008 году на экраны вышел 12-серийный сериал «Соло для пистолета с оркестром». Именно он стал для Дмитрия первой профессиональной работой. Фильм рассказывает историю вдовы Юлии Шумовой, которая случайно видит по телевизору американский фильм. Его сюжет полностью повторяет историю жизни ее покойного мужа. В панике она мчится в полицию, где недавно назначенный на руководящий пост Гена Мыльников не воспринимает ее слова всерьез.

— Так получилось, что еще в институте, начиная с первого курса, я летом подрабатывал на киноплощадках, так как нужно было зарабатывать на жизнь и учебу. Да и, вообще, это была хорошая практика для меня. Так как я человек упертый, то пошел на «Ленфильм». Там в течение пяти лет, можно сказать, что я отработал все профессии, которые есть в группе, — говорит Дмитрий. 

Окончив институт, Дмитрий продолжал трудиться вторым режиссером, и на одной из кинокартин он понял, что надо начинать работать самостоятельно. Он стал отказываться от проектов, взял свои дипломные и курсовые работы и стал разносить диски по всем киностудиям Питера. Так он оказался в студии «Панорама», которую возглавляла Ада Ставиская. Ей работы начинающего режиссера показались интересными, и она предложила ему сценарий сериала «Соло для пистолета с оркестром». 

— Я прочитал сценарий, и, честно говоря, ужаснулся. Ничего хуже в своей жизни я не читал. Нас же в институте учили на высоких образцах кинематографического искусства, а в этом сценарии было все так запредельно плохо, что я решил полностью его переписать. Почти три месяца я переписывал сценарий, было очень сложно, и тогда я понял, что ненавижу их писать и больше никогда не буду этим заниматься. Продюсер прониклась, что я такую масштабную работу сделал, и даже доплатила мне небольшие деньги, — говорит Дмитрий. 

Дмитрий считает, что самая первая работа режиссера — самая «клевая». Еще толком не зная все тонкости профессии, начинающий режиссер хватается за все: смешивает жанры, не зная, где можно «набить шишки», им движет только желание творить. Самое главное в профессии режиссера — это создавать такую атмосферу на площадке, чтобы все могли реализовать свои творческие амбиции.

В 2009 году зрителям была представлена следующая работа режиссера — сериал «Катерина. Возвращение любви». Пережив тяжелую личную драму, Лидия Викторовна решает в корне изменить свою судьбу. Дело всей ее жизни — судоходная компания Гориных — потеряло для нее всякий смысл после гибели сына Аркадия. Теперь ей предстоит найти новое оправдание своему существованию. Для начала, она продает фирму, дом и полностью меняет окружение.

Художественный фильм «Прятки» вышел в России в 2010 году, где в качестве режиссера этой криминальной мелодрамы выступил Дмитрий. События картины «Прятки» раскрывают закулисную часть шоу-бизнеса, которая оказывается совсем не такая блестящая, какой кажется издалека.

В январе 2012 года на одном из российских телеканалов началась трансляция сериала «Ласточкино гнездо» — это пятая работа Дмитрия в качестве режиссера-постановщика. История о девушке Иде, рано потерявшей мать и вынужденной жить с отцом в его новой семье. Столкнувшись с разными испытаниями, девушка сумела не только стать отличным хирургом, но и найти свое собственное счастье. В фильме снималось целое созвездие известных актеров  Татьяна Арнтгольц, Константин Крюков, Юрий Стоянов, Светлана Немоляева и многие другие. Картина прошла с большим успехом и высокими рейтингами, ее до сих пор каждый год повторяют на разных каналах. 

Психологическая драма «У бога свои планы» также вышла на экраны в 2012 году. Это история Насти, которая зарабатывает на жизнь суррогатным материнством. Но пятые роды проходят с осложнениями, и врачи сообщают девушке страшную новость — больше детей у нее не будет. Тогда Настя решает разыскать всех своих детей, даже не представляя, куда могут привести ее поиски. Премьера фильма состоялась 14 сентября в рамках XXI кинофестиваля «Киношок» в Анапе, по итогам которого он был признан лучшим в категории телевизионных игровых фильмов.

Большим прорывом для Дмитрия, как режиссера, стала драма «Жажда» (2013 год) — это правдивая история о человеке, который прошел чеченскую войну и теперь пытается жить обычной жизнью. Фильм снят по одноименной повести писателя Андрея Геласимова. Фильм был отмечен на множественных фестивалях и награжден наградами. Из них награда фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня», кинофильм получил золотой приз «Цветы таежной надежды», также лента взяла спецдиплом жюри «Кинотавра», и гран-при  фестивалей «Московская премьера», «Амурская осень», и на других фестивалях. 

В 2014 году выходит следующая работа Дмитрия — сериал «Обмани, если любишь», в котором кутиле и дебоширу Михаилу наконец-то придется взяться за голову и осознать, что же он все-таки натворил. Как-то раз Миша снова решает устроить вечеринку прямо в офисе босса. Но гулянье завершилось пожаром, который в итоге уничтожил почти все помещение, и он понимает, что босс его убьет. Встретившись с шефом на следующий день, Миша оказался очень удивлен, когда вместо обвинений и угроз слышит странное предложение. Босс предлагает ему помочь с сыном Сергеем, который очень зажат и не может себя защитить. Более того, он полностью спонсирует Михаила, чтоб тот без проблем справился.

В 2016 году Дмитрий выпускает кинокартину «Любовь с ограничениями». Где начинающий карьерист Миша мечтает занять кабинет в «Москва-Сити», но конкуренция слишком высока, а талантов у Миши не так много. Зато есть сообразительность: узнав о том, что по указу президента крупные компании должны принимать на работу инвалидов, он появляется на пороге начальника в инвалидном кресле.

В феврале 2018 года на экраны вышел военный фильм «Рубеж». Главный герой картины, бизнесмен из Петербурга, попадает в прошлое и оказывается на Невском пятачке во время одного из самых ожесточенных сражений за Ленинград. Чтобы разрушить временную петлю и спасти дорогих ему людей, герою приходится не только пережить страшные испытания военного времени, но и преодолеть себя. Дмитрий рассказал, чем отличается «Рубеж» от других военных кинокартин.

— Фильм «Рубеж» от других военных кинокартин отличается всем. Проще сказать, чем он не отличается. Война у нас цветная, у нас все раскрашено, поэтому та война, которую вы видели в других фильмах близко не приближена нашей. В нашем фильме все по-другому. Если перемещение во времени, то у нас не буквальное перемещение, а ментальное путешествие души. Можно разложить по частям и сказать этот прием был вот в этом фильме, например, а вот этот — в другом. Конечно же, найдутся аналоги. Мы живем в такое время, когда нельзя сказать, что я придумал новое кино. Так или иначе мы складываем его по каким-то кубикам, но в такой комбинации кубиков, как наш фильм, еще не было. Найти полные аналоги по цветовой гамме, например, или сюжетной линии, мне, честно говоря, трудно, — говорит Дмитрий.  

Дмитрий считает, что военная тема для российского кинематографа интересна тем, что наш народ по-настоящему еще не отрефлексировал Великую Отечественную войну. Еще осталось много белых пятен и страниц, о которых раньше предпочитали умалчивать, в том числе о Невском Пятачке, где до девяностых даже не разрешали поднимать останки. На том месте погибло много людей. И таких страниц очень много, к сожалению. 

— И это так или иначе коснулось всех. В каждой семье дед, прадед или другой родственник погиб на этой войне. Это величайшая война в истории человечества. Наверное, Победа — это самое большее, чем мы можем гордиться, ведь это заслуга всего народа. Но мне кажется, было здорово, если было бы чем гордиться в нашей современной жизни. Здесь с этим уже похуже дела обстоят, — говорит Дмитрий.

Дмитрию важно, чтобы зритель понял задумку и проникся историей фильма.

— Это здорово, когда есть признание. Это труд не только мой, но и всей группы. Конечно, важно, когда этот труд доходит до зрителя, когда история его цепляет, это главное, — говорит Дмитрий. 

Валерий Геннадьевич Огородников советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер очень сильно повлиял на Дмитрия Тюрина еще в самом начале его профессионального пути. Продюсер вселил в Дмитрия уверенность в себя и непоколебимое желание продолжить свою деятельность.

— Я в то время работал вахтовым методом на нефтяных месторождениях, и у меня была мечта попасть на «Ленфильм» и увидеть, как делают кино. Мне это удалось. Первым человеком, который мне там встретился стал продюсер Валерий Огородников. Я ему напрямую сказал, что хочу увидеть, как снимают кино. Ему понравилась моя уральская прямота, и он провел меня в студию. Валерий Геннадьевич тогда заканчивал картину, шла перезапись, и я впервые увидел, как проходит весь процесс. Для меня это было чудом. После показа он сказал мне привезти все мои короткометражки, вытащил из меня все, что можно и нельзя, заставил даже прочитать стихи, — с улыбкой вспоминает Дмитрий. 

Дмитрий принес Валерию видеокассеты со своими работами. И уже после их просмотра Валерий Геннадьевич сказал фразу, которая Дмитрию запомнилась на всю жизнь: «Можно я их себе перепишу? Только не подумайте, что мне понравилось».

— Это для меня была такая феерия, что настоящий режиссер попросил переписать себе мои жалкие потуги. Значит в них что-то есть. Это было для меня очень важным, потому что в то время режиссура была моим хобби. Также его слова поддержки, что я поступлю в институт, мне дали больше уверенности в себе. В результате я быстро и легко поступил. В будущем я очень многое взял от него, как он работает с актерами и многое другое, — говорит Дмитрий. 

По мнению Дмитрия, главными качествами, которыми должен обладать режиссер — это терпение и выдержка. Ни при каких обстоятельствах нельзя срываться, не зависимо от ситуаций нельзя проявлять агрессию по отношению персонала. Дмитрий считает такие моменты слабостью. Также режиссёр должен обладать ритмом и энергией, с помощью которой будет заряжать всю команду. 

— Очень важно помимо творческой составляющей иметь структурную. По сути режиссер — это мужчина и женщина в одном флаконе. Как женщина он должен быть тонким, обладать феноменом «чувствительная кожа» и понимать мельчайшие эмоции и оттенки актерской игры. А как мужчина режиссер должен быть логичным, иметь жесткую внутреннюю структуру, потому что в кино без этого нельзя, иначе все развалится, — говорит Дмитрий. 

Когда Дмитрий увлекся кино, он понял, что в этом соединяются все его предыдущие увлечения, начиная от литературы, заканчивая музыкой. Сценарий — это и есть литература, а фильм должен иметь ритм, как музыка. 

— Для меня это настолько просто было с самого начала монтировать и снимать кино, потому что ритмы во мне жили, живут и будут жить. Кино — это ритм сердца, который передается зрителю через монтаж, движение камеры, игру актеров и так далее. Поэтому, мне кажется, чувство ритма режиссеру необходимо. И, самое главное — нужно обладать энергией, которой должно быть много. Режиссер — это тот человек, который этой энергией обязан зарядить всю свою группу. Я наблюдал работу других коллег и видел, когда работал еще ассистентом, насколько это передается команде. Когда у режиссера нет энергии, то и этой энергии нет и в кадре, вся работа выглядит вяло и скучно, — отмечает Дмитрий. 

Для южноуральского режиссера кино — это те картины, которые обволакивают зрителя в защитный панцирь, и, в его трудный период жизни, может поддержать. Ведь в нашей жизни помимо взлетов есть и падения. И в такие тяжелые моменты кинофильм может обогреть, обнять, подарить надежду — именно такое кино для Дмитрия считается своим.

— Я снимаю для зрителя, повторюсь, что для меня важно найти отклик у каждого. Даже, если вспомнить мою первую короткометражку, мне было важно, чтобы было интересно не только мне, но и всем, кто ее увидит — друзьям, родным, знакомым. И, до сих пор, я, каждый раз, когда снимаю, то в первую очередь задаю вопрос: будет ли это интересно зрителю, — говорит Дмитрий. 

Дмитрий считает каждый свой очередной проект ярче предыдущего. Больше всего, на данный момент, ему нравится сериал «Провокатор», который он монтирует. 16-серийный сериал должен выйти на Первом канале осенью этого года.

— Простых у меня не было проектов, каждая картина по-своему сложная. Но я каждый раз думаю, что вот планку надо сбавить и снять простое кино, не заморачиваться. Но у меня так не получается, и, каждый раз, планка все выше и выше, по-другому мне не интересно. Например, «Провокатор» сложен психологически. Снимали полгода. Полгода в постоянном стрессе — это сложно для здоровья и творчества любого человека. «Рубеж» — технически нелёгок и по масштабу, впервые у меня была группа из 150 человек, — говорит Дмитрий. 

В новой кинокартине «Провокатор» зрителя ждут незабываемые эмоции и непередаваемые ощущения. «Провокатор» — это кинофильм про психолога. 

— Фильмов про психологов миллион, но мы первые, кто решился рассказать о провокативной психологии. Именно в этом направлении работает наш главный герой в исполнении Максима Матвеева и его методы поначалу кажутся шокирующими — он всеми возможными способами вводит пациента в не комфортное состояние путем унижений, издевательств. Так он помогает ему пережить некую психологическую травму, которая у каждого есть, и как правила она происходит в детстве и связана с родителями. Есть такое расхожее высказывание, очень точное, на моей взгляд, если у вас есть мама, значит у вас есть проблемы. Хотя, если у вас нет мамы, то у вас тоже есть проблемы. Проблемы есть у всех, и как правило с детства. Отмечу, что у нас в сериале 16 серий, и в каждой своя история. Так вот, все эти истории реальные, рассказанные нашим консультантом. Я думаю, что, с этой точки зрения, всем будет интересно посмотреть, чтобы понять еще что-то про себя, и может самому докопаться или обратиться к психологу, и понять откуда ноги растут, — говорит Дмитрий. 

Многосерийный фильм был представлен на рынке контента «MIP TV». Восьмого апреля под обновленным брендом «MIPDrama Buyers Summit» прошел питчинг лучших международных сериалов, которые находятся в производстве. Выделять лучшего из финалистов питчинга не стали, так как формат конкурса переходит к фестивалю сериалов «Cannes Series». Всего в ходе саммита отобрано шесть проектов, которые уже являются победителями. Наряду с сериалом «Провокатор», в числе лучших оказались проект «Arctic Circle, Bullets» (Финляндия), «Cleaning Up» (Великобритания), «Gigantes» (Испания) и «Pagan Peak» (Германия/Австрия).

— Я считаю, что показ в Каннах — это очень хороший результат, значит мы на верном пути. Из России мы единственные. То, что нашей телевизионной продукцией начинают интересоваться на западе, я считаю это огромным шагом для российского кинематографа, — говорит Дмитрий.

Родную Ашу Дмитрий посещает не так часто, как ему хотелось бы. Последний раз он был в 2016 году. В связи с занятостью, Дмитрий думает, что посетит город детства летом или осенью нынешнего года. 

Александра Смышляева



Читайте также



поделитесь с друзьями ссылкой

 

Комментарии 2

  15:48, 21 декабря 2020
  Андрей Тюрин
Да, мы такие, нам не сидится ровно. Создание - это условие для шага вперёд.
  12:05, 15 мая 2021
  Татьяна Анатольевна Романенкова
Огромное спасибо за Неоконченный бой! И сделано качественно, и отношение к литматериалу, и отношение к нашим людям достойное! Спасибо!!!
 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru