9 мая на U24: история любви геройски сражавшихся в войну южноуральских супругов - офицера и партизанки

9 мая на U24: история любви геройски сражавшихся в войну южноуральских супругов - офицера и партизанки

Несмотря на все тяготы и лишения военной жизни Василий Еремин и Анна Ананьева смогли построить большую и крепкую семью, несмотря на то, что их чувствам помешала героическая гибель Василия Степановича. Историю любви рассказал внук Василия Степановича. 

Фамилия моего деда высечена на мемориальной стеле в Саду Победы в Челябинске. Василий Степанович Еремин - один из многих солдат Великой Отечественной войны, не вернувшихся с фронтов. Больше узнать о нем и его жене Анне Степановне Ананьевой помог мне очерк моего коллеги Александра Ляпустина.

Со слов отца и тети

Долгое время я знал только то, что дед погиб под Ленинградом в 1943 году. Говоря об этом, отец, ныне покойный, не без гордости добавлял: геройски. Потом от тети Людмилы Куликовой, старшей сестры моего родителя, я узнал, что до войны дед Василий служил в военном комиссариате района ЧТЗ. Еще до нападения фашистской Германии на СССР его отправили в часть под Минском. Обосновавшись на новом месте, он сделал вызов своей будущей жене Анне Ананьевой, легендарной женщине, в довоенные годы работавшей в органах власти Челябинска, а в войну - руководившей агитбригадой партизанского соединения. С ней после смерти своей первой супруги Ксении Василий Степанович, кадровый военный, призванный для участия в конфликте с японцами на Халхин-Голе, оставил двоих своих детей - Людмилу и Георгия. К тому времени у Анны Степановны было трое своих ребятишек. В Белоруссию она уехала из Челябинска, взяв с собой четверых детей, включая Людмилу. Мой отец Георгий остался с бабушкой, матерью деда. Там, под Минском и застала семью челябинского офицера Еремина война. В середине тех лихих годин он оказался на Волховском фронте, где и погиб.

Сражался геройски

С помощью сайта «Мемориал» я узнал:капитан Василий Еремин, командир кабельно-телеграфной роты 7 стрелкового корпуса, погиб 20 октября 1943 года при артобстреле, погребен близ деревни Зенино Тосненского района Ленинградской области. Чтобы больше узнать о деде, отправился в Подольск, в Центральный архив Министерства обороны. Там выяснил следующее. Дед был награжден орденом Красной Звезды. А представлялся к ордену Красного Знамени. В представлении содержится описание его боевых заслуг. Так, летом 1941 года в Белоруссии, в местечке Волковичи, лейтенант Василий Еремин по собственной инициативе корректировал огонь советских артиллеристов, оставшихся без командира. В результате были подбиты 5 немецких танков. Весной-летом 1942 года, в разгар самых тяжелых боев под Ленинградом, дед, будучи заместителем командира роты подвоза средств связи, не только умело руководил военной работой фельдъегерей, но и зачастую сам отправлялся с почтой на опасные участки. Он был парторгом роты, надо было показывать бойцам пример. Осенью того же года ему поручили доставить важный приказ командующему 2-й ударной армии. Деду пришлось под огнем противника пешком преодолеть на заболоченной лесистой местности 30 километров. Пакет был передан генералу Н. Клыкову своевременно.

Легендарная жена

В Москве проживает тетя Галя - единственный совместный ребенок Анны Ананьевой и моего деда. Родившаяся в 1941 году, своего отца она так и не увидела.

- Я спрашивала у мамы, каким он был, - сказала как-то при встрече тетя Галя. - Она отвечала: мягким, добрым человеком, очень ответственным. Любил детей.

О своей матери тетя рассказывала много удивительного. На Южный Урал Анна Степановна уехала, спасаясь от репрессий, в 1936 году. До этого трудилась в Московском комитете КПСС. В Челябинске, когда угроза ареста миновала, работала во властных органах.

В Минске с первых дней войны Анна Ананьева - в подполье. Затем на оккупированной немцами территории воевала в партизанском отряде. Иногда удавалось добраться до окраины Минска, заглянуть к пожилым супругам, на воспитание которых оставила маленькую Галю (Надя, Нина, Юра и Людмила находились в Подмосковье). После освобождения союзной республики доблестная партизанка жила с детьми сначала в Барановичах, затем в Слониме. В последнем была крупным партийным руководителем. В 50-х годах семья переехала в Серпухов, к родителям Анны Степановны. Но уже без Людмилы, сбежавшей в Челябинск, к бабушке. В краеведческом музее Серпухова был раздел, посвященный легендарной землячке, начавшей свою общественную карьеру с организации пионерских отрядов и комсомольских ячеек.

Спасла комиссара

Старшая дочь Василия Еремина Людмила Куликова, проживавшая в Златоусте, как-то вспомнила: в 70-х годах прошлого века в газете «Вечерний Челябинск» был напечатан очерк о мачехе, называвшийся «Анна Степановна». В областной библиотеке я нашел эту публикацию в трех номерах «Вечерки» за март 1973 года. Автор - челябинский журналист Александр Ляпустин. В довольно объемном материале рассказывается о героической судьбе Анны Ананьевой. Цитируются ее письма автору, документы времен войны, мемуары сослуживца.

По заданию подпольного райкома КПСС она и ее подруги, работавшие медсестрами и санитарками в немецких лазаретах для раненных советских военнопленных, спасли от расстрела и лагерей немало наших солдат, переправив их к партизанам. В том числе бригадного комиссара 85-й стрелковой дивизии Николая Толкачева, депутата Верховного Совета РСФСР, одного из героев документального романа Александра Ляпустина «Непобежденные».

Перед началом войны Анна Ананьева служила в политотделе 85-й дивизии, поэтому Толкачева сразу узнала среди очередной партии раненых. Она перетащила его на чердак в дом, в котором снимала жилье. Этот факт и побудил писателя собрать сведения о женщине, которая организовывала во вражеских госпиталях и больницах группы, работавшие на минское подполье. Они доставали и переправляли в партизанские отряды дефицитные лекарства, медицинские инструменты, перевязочные материалы. А также собирали и передавали ценные сведения о месторасположении немецких войск.

Заменила мать

Женой Василия Еремина, командира батальона связи, она стала в 1940-м. Познакомилась же с ним значительно раньше, в Челябинске. Вместе трудились на ЧТЗ, пока коллегу не призвали в ряды Красной Армии (для работы в военном комиссариате). Василий со своей первой женой Ксенией и двумя детьми нередко приходили в гости к Анне Ананьевой, разведенной, имевшей троих собственных детей. Когда в 39-м Ксения погибла под колесами трамвая, Анна заменила мать двум маленьким детям Еремина - Людмиле и Георгию. Они стали называть ее «мамой». Василий и новая мать его детей зарегистрировать свой брак в Челябинске не успели: его отправили воевать на Халхин-Гол. Затем часть, в которой он служил, передислоцировали в приграничную зону под Минском. Туда по вызову будущего мужа и приехала с детьми Анна Степановна. В Челябинске с бабушкой оставался сын Василия Георгий, мой отец.

Любовь солдата

Анна Ананьева в своих письмах Александру Ляпустину признается, что была женой Еремина не более года, хотя длительное время до этого воспитывала его детей, как своих. Перед боем во время приграничного конфликта с японскими самураями он писал ей:

«Люблю тебя вдвойне за то, что есть такие женщины, которые безгранично любят детей… Если со мной что-то случится - посылаю денежный аттестат, в котором одна графа остается незаполненной мною: «Кому». Я сказал начфину: «Напиши: матери моих детей…»

На третий день войны с фашисткой Германией Василий Степанович забежал к жене в медицинский городок, чтобы сказать несколько слов:

- Анна…Береги себя. Детей. Постарайся уйти как-нибудь к Москве.

Похоже, Василий и сам в это не верил: настолько внезапно и сокрушительно обрушилась на страну мощная фашистская армада. Эта была их последняя встреча...

О таких, как мой дед, писал поэт Николай Майоров, не вернувшийся с войны:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы...

Деревни Зенино, вблизи которой погиб Василий Еремин, больше нет. Почти вся эта местность заросла трудно проходимым лесом, высокими травами. Искать захоронение бесполезно. Побывав на том месте, я взял из-под ног кусок земли, по которой наверняка ходил он, мой дед. На память снова пришли строки военного поэта Николая Майорова:

Не все умрет. Не все войдет в каталог.

Но только пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

Доблестная партизанка

В очерке "Анна Степановна" приведена характеристика моей неродной бабушки, 1905 года рождения, члена КПСС с 1927 года, данная руководством партизанского соединения. В документе говорится о многочисленных заслугах подпольщицы и партизанки, смелой, одаренной женщины. В оккупированном немцами Минске она выпускала маленькую подпольную газету «Патриот России», которая распространялась на базарах. В партизанском соединении Анна Ананьева, кроме участия в боевых и хозяйственных операциях, руководила работой агитбригады, сама сочиняла для выступлений частушки, которые очень нравились лесным бойцам. Соратник по партизанской борьбе и агитработе Николай Сченснович, будущий заслуженный деятель искусств БССР, в своих воспоминаниях о тех годах с восхищением написал об Анне Ананьевой. Она была неутомима во всех партизанских делах, никаких поблажек себе как женщине не делала. Подбадривала уставших, вселяла веру в победу Красной Армии тем, кого ужасало фашистское нашествие. И мало кто догадывался, что в ее сердце все время жила тревога за Василия Степановича, о котором ничего не знала, за Галю, остававшуюся в Минске, у знакомой пожилой пары. Остальные дети находились далеко от фронта, у ее родителей, а Георгий - у бабушки в Челябинске.

И после войны Анна Степановна трудилась также самоотверженно. В мирные годы к ордену Великой Отечественной войны II степени, медалям «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», добавила орден «Знак Почета», медаль «За трудовую доблесть».

P. S. Дважды я приезжал в гости к Анне Степановне в Серпухов: сначала младшим школьником с матерью и братом, во второй раз, после окончания 9 класса, самостоятельно. Помню ее приветливой, жизнелюбивой, очень подвижной пожилой женщиной, расспрашивающей про мои увлечения, планы, про жизнь и здоровье моих родителей и тети Людмилы.

Валерий Еремин

Фото из архива В. Еремина


Читайте также


поделитесь с друзьями ссылкой

 

Оставить комментарий

* - отмечены поля, обязательные для заполнения.
Опубликованные сообщения являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция сайта за размещенные сообщения ответственности не несет.
Система Orphus

Дорогие друзья!

Присылайте нам свои предложения и замечания по адресу:

support@u24.ru